Почему ребенка надо учить в свое время

В наше время некоторые родители в гонке за успехами ребенка стараются нагрузить его массой задач. Но многие из них не соответствуют возрасту малыша: например, чтение в три года. Отсюда у ребенка развиваются нежелание учиться, нелюбовь к чтению или равнодушие к книгам, а еще хуже – стрессы, психологические проблемы и проблемы в поведении. Раннее обучение – это не просто удовлетворение амбиций родителей, но и еще большие сложности. Об этом в интервью с нашим экспертом Юлией Голубихиной, педагогом-психологом высшей квалификационной категории и по совместительству мамой троих детей.

Юлия, на примере дошкольников видно, как хорошо они запоминают стихи, как дети радуются рифме. Но в школе поэзии уделяется уже меньше внимания, и к старшим классам ее практически целиком вытесняет проза. Как Вы считаете, больше поэзии в жизни детей и подростков повлияло бы на интеллектуальное развитие поколения?

ЮГ: Да, безусловно. Поэзия, рифма имеют огромное значение для ребенка. Посмотрим на те способы взаимодействия с ребенком раннего возраста, которыми мы пользуемся. Что это? Это включение раннего фольклорного жанра, то есть песенок, «потешек». Они интегрируются в развитие ребёнка уже в младенческом возрасте. Это одна из первых рекомендаций для молодых мам, спрашивающих, как им заниматься с ребёнком. Благодаря этому малому фольклорному жанру и начинается раннее развитие малыша.
Но не соглашусь с тем, что в школе поэзии мало. Конечно, она уже не в таком виде, как в раннем дошкольном детстве: поэзия в школе более сложная. На примере моих старших детей могу сказать, что в старшем звене школы поэзия ничуть не уступает прозе. Пласт поэзии огромен. Поэтому говорить о том, что в школе сокращается объем изучаемой поэзии, я бы не стала. Она только усложняется.

Сейчас модно учить детей чтению как можно раньше. Есть ли в этом необходимость? Какой оптимальный возраст для обучения чтению и почему?

ЮГ: Если проанализировать те проблемы, с которыми родители приходят ко мне на консультацию, чаще всего они задают вопросы двух типов. В первом случае родители дошкольников переживают, а когда же начинать чтение, занятия со специалистами, изучение иностранного языка и прочее. А вот второй тип вопросов задают уже родители школьников: «Почему мой ребенок не любит читать?» или «Что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение?». Когда стала задумываться, почему все время одни и те же вопросы, увидела взаимосвязь. Могу точно сказать, что ранее обучение – это не просто удовлетворение амбиций родителей, но и проблемы. Сложно даже сказать, для кого эта проблема больше – станет ли это в будущем проблемой ребенка или родителя.
В свое время Лев Выготский и его ученик Алексей Леонтьев, великие корифеи психологии, вывели понятие о ведущем виде деятельности. Они говорили о том, что каждому возрасту соответствует свой вид деятельности. Например, от рождения до года – это эмоциональное общение с ребенком.

От года до трех – это период предметно-манипулятивной деятельности. В это время ребенок понимает, что это за предмет: малыш может озвучивать предмет или звуковой вокализацией, или слоговой озвучкой. Но это не только умение владеть данной вещью – понимание что такое предмет. С трех до семи лет – это сюжетно-ролевая игра, когда ребенок играет. И на этих этапах периодизации нет слова «обучение», потому что данному возрасту характерно играть и действовать. Как раз через игру и действие ребенка можно чему-то научить. Не читать, а, например, раскрашивать картинку, обводить. И это все будет являться как раз базой для дальнейшего обучения чтению. А возраст с семи до десяти лет – период начальной школы — как раз учебная деятельность.
Каждый ребенок приблизительно к возрасту 5,5-6,5 лет готов воспринимать обучение. Именно в этот период ребенок, скорее всего, захочет сам научиться читать. Он начинает просить: «Мама, прочитай, что здесь написано», «Мама, мне кажется, это твоя буква?», «А вот эта папина буква, а вот это — моя!». Именно этот возраст является сензитивным (наиболее благоприятный период для формирования определенных психологических свойств и видов поведения – прим.ред.) для того, чтобы обучать ребенка чтению.

С трех до семи лет — период сюжетно-ролевой игры, когда для ребенка характерно играть и действовать

Хорошо. Мы разобрались, что все должно происходить в свое время, что с обучением чтению не стоит спешить и начинать следует только в определенный период развития малыша. А что Вы думаете, когда родители оправдываются тем, что обучают ребенка хоть и рано, но в формате игры?

ЮГ: С первой минуты рождения ребенок слышит человеческую речь. Как только мама заговорила с ним, начался интереснейший путь превращения звуков в образ слова. Обучение и развитие ребенка началось. Развивать ребенка – это не только учить читать, но и слушать, фантазировать, объяснять и играть словами, понимать их значение. Ребенок с богатым словарным запасом будет легко овладевать любыми новыми действиями. Даже заводить друзей и играть с ними такому малышу будет намного легче, чем молчуну, с уверенностью владеющим планшетом.
Маленький ребенок – это предметная деятельность. Сюжетно-ролевая игра – период, когда мы общаемся с ребенком. В это время для малыша важнее то, чтобы с ним говорили, ему читали, обсуждали с ним эмоциональное состояние, обсуждали сюжет — что происходит. В это время мы учим ребенка выстраивать последовательность событий: спрашиваем, почему это случилось, что могло бы быть потом и т.д. Все это и будет являться позже базисом при обучении чтению.

И еще добавлю. У нас в обществе все считают себя специалистами в области образования и медицины. Когда мама говорит, что учит ребенка читать, это значит, что она показывает ему красивую яркую книжку. И все равно мама, не обладая определенными методическими навыками и знаниями, объясняет ребенку так, как это делали в ее детстве, как учили ее или как, по ее мнению, это делать правильно. К сожалению, отрытый доступ к Интернету и возможность найти там много примеров других дает любой маме в руки методы и приемы развития, которые она пробует на своем ребенке. И многие из этих «советов» не имеют под собой реальной основы. Именно это приводит как раз к вопросу, почему ребенок не любит читать. Потому что он «наелся этого» в то время, когда чтение ему было не по силам, не по возрасту: ребенок потратил на обучение чтению слишком много усилий.

Получается, ключевыми являются две ошибки: не то время, не та методика?

ЮГ: Сказала бы иначе. Деятельность родителей не соответствует ведущему виду деятельности ребенка в текущий момент развития малыша: в данный период ребенок априори не может сделать этого (конкретного действия, которому обучают родители – прим.ред.), а если делает, то на пределе своих возможностей. И второй момент: родитель не обладает грамотным методическим подходом и знанием, как делать правильно.
Что я вижу чаще всего в своей практике. Например, дети читают по буквам, как-то их складывая, совершенно не используя слогового чтения. Любой учитель начальных классов или логопед скажет, что обучение чтению — это отдельное направление. Люди учились в институте несколько лет для того, чтобы потом правильно учить детей читать. Наверное, это все не просто так.

Про малышей мы поговорили. А что касается детей школьного возраста? Система образования становится все более технологичной. Больше школьников печатают, используя компьютер, планшет, и не пишут от руки. Хотя известно, что именно через письмо наш мозг лучше запоминает информацию. Есть ли панацея, или нас ждет общество с низким уровнем образования?

ЮГ: Во-первых, компьютер облегчил жизнь школьника. Если вспоминать, как было раньше: попробуй написать реферат от руки. Это же ужасно! Конечно, ты запоминал информацию, но нагрузка на руку и то количество времени, которые ты на это тратил… Безусловно, компьютер сыграл положительную роль, но старая добрая тетрадь и ручка, по-прежнему, занимают важное место в портфеле у ребенка. Обращаясь к своему опыту как мамы детей-выпускников, могу сказать, что никто до сих пор не отменял тетради и ручки. А последнее новшество экзаменационных работ – это сочинение по литературе, эссе по обществознанию, эссе по английскому языку.

То есть мы возвращаемся к проверенной схеме?

ЮГ: Да! Дети сейчас пишут. Возвращаемся к этой нашей проверенной схеме. Несколько лет сочинения были забыты, но сейчас все вернулось. Получение зачета по сочинению является допуском к государственному экзамену. Поэтому огромная работа школы направлена на то, чтобы научить ребенка писать не только диктанты, но и свободно владеть умением писать сочинения и изложения. Все это обязательно присутствует в школьной программе. Скажу больше, для сдачи экзаменов по таким предметам, как обществознание или история, которые раньше преподавались в устном формате, сейчас идет обязательный пункт — написание эссе.

Да, это позитивные изменения. И все-таки, возвращаясь к теме чтения и развития речи. Если резюмировать. По Вашему мнению, имеет ли смысл родителям предпринимать какие-либо действия по развитию грамотности, проводить для ребенка дополнительные занятия? Или школьного уровня достаточно, и неграмотность – это, скорее, от недостатка чтения?

ЮГ: Родители в погоне за успешностью ребенка часто забывают, что нервная система ребенка тоже не безгранична. И нагрузка на эту нервную систему также не должна быть большой. Любой самый замечательный ребенок при чрезмерной нагрузке рано или поздно начинает сдаваться, и тогда вылезают проблемы не только с образованием, но и с поведением. А со слабой нервной системой ребенка или его проблемами в поведении уже становится не до обучения. Хорошо, если родитель это понимает. А если продолжает свои «изыскания в области науки»? Такой родитель действует по принципу: этого он (ребенок – прим.ред.) не хочет, тогда мы его заставим. А ребенок просто устал.
Или как в стихотворении Агнии Барто: «…драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…». Это очень яркий и замечательный пример, когда человек хочет объять необъятное. И лучшая школа в городе, которая не рядом с подъездом, что тоже влияет на ребенка. И многое другое…
Когда я говорю с родителями младших школьников, мне хочется сказать: «Сначала качественное освоение основной программы образования! Если в этом ребенок будет успешен и ему будет легко, вы можете дать и дополнительную, помимо школьных занятий, нагрузку, такую, которая будет ребенку интересна и полезна для развития».

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ