Трудности произношения у детей и взрослых

Почему так важно исправить дефекты речи в раннем возрасте, как нарушения в произношении влияют на грамотность и будущие успехи ребенка в школе, зачем запрещать пользоваться гаджетами детям до 3-х лет. Об этом и многом другом в интервью с нашим приглашенным экспертом — Светланой Бельшиной, детским психологом, учителем-логопедом.

Светлана, насколько хорошо современные мамы понимают значимость занятий ребенка с логопедом?

СБ: К сожалению, не все современные мамы понимают всю глубину и важность вопроса, который сейчас возникает и усугубляется с каждым годом. Потому что в нашу жизнь очень активно вошли разные электронные гаджеты, в которые дети начинают играть уже с малого возраста, с колясок. Тем самым, мама заменяет этими гаджетами реальное общение, и свободное время ребёнок проводит не с ней, а один на один с телефоном или планшетом, который с ним (ребенком – прим.ред.) не общается и не учит его правильной речи. Это большая проблема. Считаю, что лучше не давать детям гаджеты до определенного возраста.

До какого?

СБ: До трех лет точно. Категорически не давать гаджеты в руки. Мультики смотреть во время еды? Конечно, это неправильно, с психологической точки зрения. Мозг должен быть сосредоточен на еде — на восприятии пищи, а не на мультфильмах.
И считаю нужным беседовать с мамами еще на этапе беременности о том, насколько важно беречь себя… И что нужно предпринимать, чтобы изначально не было никаких патологий во время беременности и при родах: патологии могут привести к дефектам речи или задержке в речевом развитии в будущем.

То есть любая мама, если она наблюдает у ребенка проблемы с речью, должна обращаться к логопеду?

СБ: Конечно! Речь ребенка имеет определенные этапы развития. Это как у растений: сначала росток, потом должен появиться стебелек. Таки в речи. Если какой-то этап речевого развития идет с опозданием или не происходит вовсе: например, простые слова «баба», «мама», «папа» — ребенок еще не произносит, а по возрасту уже пора; или после гуления наступает молчание ребенка. В этот период жизни многие мамы и наблюдающие ребенка педиатры больше заняты медицинскими показателями: какой у ребенка вес, рост и т.п. А о том, как он развивается в плане психики или речи, мамы не задумываются. Особенно, если ребенок — мальчик, рассуждают: «Ну, ничего страшного: заговорит потом, попозже, потому что мы мальчики…». Потом и бабушка подключается: «Ну,  разговорится…». И мама соглашается: бабушка — бесспорный авторитет.

Почему вообще возникают дефекты речи? Что это – наследственность, неправильное строение речевого аппарата, травмы или что-то другое?

СБ: Очень много причин. Это может быть и наследственность. Часто родители с нарушением прикуса (соответственно, с дефектами речи) или с короткой уздечкой приводят детей со схожим строением речевого аппарата. Ко мне нередко приходят дети, у которых, родители не выговаривают «р». Соответственно, дети постоянно слышат неправильный звук и бессознательно его копируют. Потому что речь формируется по подражанию. Если речевая среда с дефектами, значит, и ребенок, вероятнее всего, будет говорить с нарушениями. Или проблемы, которые наблюдались во время беременности и родов. Много и других причин…

Другой вариант. Если ребёнок родился абсолютно здоровым, у него нет никаких дефектов, но мама с ним не общается: вряд ли ребенок заговорит вовремя, а задержка речи в дальнейшем может привести к общему недоразвитию речи, низкой успеваемости в школе и успешности в дальнейшей жизни. Стрессы также могут спровоцировать осложнения. У меня в практике было несколько похожих случаев. До полугода-года ребёнок развивался абсолютно нормально, потом в один момент развитие остановилось: к 4 годам малыш говорил как годовалый ребёнок. Стрессы очень сильно влияют на развитие речи и часто провоцируют не сами дефекты, а задержку в развитии или заикание.

Многим мамам достаточно сложно определить, что у ребенка есть нарушения речи, когда ребенок маленький и только начал говорить. Как родителям понять, что малыша необходимо показать логопеду?

СБ: Если ребенок ходит в сад или ребёнок недетсадовский, но часто гуляет на площадке, мама может понаблюдать, как говорит ее малыш и другие дети такого же возраста. Она должна обратить внимание на следующие моменты: звукопроизношение, словарный запас, правильность построения фраз и ошибки при изменении слов. И если есть сильная разница, и ребенок существенно отстает от других малышей — пора обратиться к логопеду. Самое очевидное – это сравнение. Даже если вы не наблюдаете каких-то нарушений, хотя бы раз в год нужно обязательно ребенка показывать логопеду: проверить, развивается ли малыш в соответствии с онтогенезом (индивидуальное развитие организма – прим.ред.). Нет проблем, тем не менее нужны общеразвивающие занятия. Мышление, внимание, память – высшие психические функции. Если мы будем развивать их в ребенке, то у него, соответственно, параллельно будет развиваться речь.

А если ребенок уже достаточно взрослый (например, школьник), насколько сложно исправить дефекты в таком возрасте? А взрослому человеку, имеющему нарушения в произношении?

СБ: В России принято все дефекты речи исправлять до школы. Есть нарушения, которые можно легко исправить и у школьника, но бывает, что скорректировать их очень сложно, в силу уже сформировавшейся привычки. Зато мотивация у школьников намного выше, уговаривать их как малышей не приходится.
Взрослые? Опять же все зависит от дефекта. Например, дизартрия (сейчас это наиболее распространённый логопедический диагноз), когда наблюдаются определенные дисфункции  мозга, связанные с нарушением иннервации речевого аппарата (иннервация — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает связь с центральной нервной системой – прим.ред.).
Мозг ребенка имеет уникальную способность компенсации функций: одна область мозга, здоровая, принимает работу другой, чья функция нарушена. Но такая «взаимовыручка» возможна лишь в определённый период — примерно до 6-6,5, максимум до 7 лет. Потом что-либо исправить уже намного сложнее: мозг сформировался и уже не такой подвижный и так легко не сможет взять ту функцию, которая была нарушена, например, при рождении или при аварии. Важно не упустить этот момент, если есть проблемы. Поэтому и говорят, что до 7 лет нужно всё исправить. Пока ещё мозг «шевелится».

Получается, важно не упустить время до 7 лет. А если посмотреть дальше – на последствия нарушений речи. Насколько очевидно и чётко прослеживается связь между отсутствием или наличием проблемы с произношением в детстве с будущей грамотностью уже взрослого человека?

СБ: Прямой связи нет. Часто были случаи, что ребенок с нарушениями речи становился отличником. А сколько грамотных ведущих на радио и телевидении с дефектами речи (иногда даже не до конца исправленными). Задача логопеда — это не только коррекция звукопроизношения, но ещё и общее развитие речи, грамматика. Логопед смотрит на то, какими фразами и предложениями ребёнок разговаривает, правильно ли он ставит окончания, как происходит словообразование, прослеживаются ли причинно-следственные связи в речи, как он умеет читать, писать. Ребёнок должен делать это правильно.

Если здесь есть проблемы, и все остаётся на своих местах, не исправляется, то, вероятнее всего, грамотным ребенок не станет: он не чувствует языка. Если к логопеду приходят с подобной проблемой, специалист должен это исправить – научить ребенка до школы «ощущать», чувствовать русский язык. Чаще всего это бывает в билингвальных (одновременно пользуются двумя языками – прим.ред.) семьях. Или когда дети в раннем возрасте уезжают за границу и возвращаются с межзубным произношением – если это была англоязычная страна. Такие дети чаще пишут с ошибками, они не чувствуют языка, путаются.
Есть и другие нарушения, которые влияют на грамотность в будущем. Например, отсутствие фонематического восприятия: ребенок не может различать похожие звуки. Для него они звучат одинаково. Или общее недоразвитие речи (ОНР)… Потом эти дефекты плавно переходят в неуспеваемость по всем предметам, нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия).

Очень жаль, что некоторые нарушения не удается исправить до конца. Но все-таки. Если говорить о стандартной ситуации, что необходимо делать для развития речи и коммуникативных навыков, с точки зрения формирования у ребенка хорошей базы для последующего успешного изучения языка? Что Вы посоветуете мамам?

СБ: Прежде всего, не надо детей раньше времени учить буквам, звукам, написанию. Начинать нужно только тогда, когда ребенок сам проявит к этому интерес. Потому что у малыша идёт кластерное развитие: если он пропустит определённую часть спирали, именно этой части ему будет не хватать в будущем. Например, ребенок не ползал. А мама радуется, что ребенок так рано пошел. Это сказывается на развитии межполушарных связей, что потом может привести к множественным проблемам, в том числе и в речи. У ребенка просто нет связной речи, он плохо формулирует фразы, допускает ошибки в окончаниях — просто потому что не ползал! Так как пропал этот кластер – конкретный виток спирали, ребенок его пропустил в своем развитии…

Например, ребёнок только что родился, и начинается развитие по спирали. Сначала мы должны развивать моторику (общую, мелкую), высшие психические функции ребенка – внимание, мышление и так далее. Особенно внимание, так как у многих детей сейчас наблюдается дефицит внимания: это выражается в рассеянности, отсутствии мотивации и к обучению, и ко всему другому.
Почему ребёнок не может сконцентрироваться? У него не развивали эти функции (произвольное и непроизвольное внимание). А ведь сначала с малышом нужно заниматься развитием мышления, внимания. И только потом грамматическими моментами. То есть для развития речи достаточно просто часто беседовать с ребенком. Если мама нагружает грамматикой, не развив у ребенка внимание, логику, мышление, — потом это приведет к катастрофе. Нормально, если развивать грамотность ребенка мама начинает, когда уже есть платформа — психика готова и ему исполнилось уже лет пять.

И в заключение Ваши советы мамам (которые стремятся, чтобы дети правильно и красиво говорили), молодым людям (кто хочет благополучно поступить в вуз), взрослым (желающим повысить свой уровень грамотности для себя и в профессиональных целях).

СБ: Мамам я рекомендую больше общаться с детьми. Не давать телефоны, планшеты, ограничить мультфильмы для детей до 3 лет. Все это не нужно. Вообще. Совет мамам – больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте, делитесь своими эмоциями. Пусть он учится беседовать, пересказывать, фантазировать. Сейчас многие дети — молчуны и не умеют пересказывать. Они не запоминают структуру речи, у них нет четкого плана рассказа – то тут кусок, то там. Необходимо пересказывать мультики, фильмы, куда ходили, что делали, то есть важна любая речь — диалог. А если мама наблюдает какие-то проблемы у ребенка с речью, сразу же обращаться к специалисту.
Для молодых людей и взрослых рекомендация простая: если проблемы есть, не затягивать. Например, заикание – это тоже логопедическая проблема. Дефектов в речи как таковых (произношение звуков) в этом возрасте уже очень мало остаётся, да и взрослые уже на это не обращают внимание… А заикание всё равно надо лечить. Вылечить можно в любом возрасте.
Взрослым для совершенствования произношения и обогащения словарного запаса можно посоветовать учить скороговорки, учить стихи и читать, читать, читать. Есть специальные тесты, тренажеры для ведущих (тренажеры для произношения). Общаетесь чаще и лично — глаза в глаза! Это лучший тренажер!

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ