Как поступать в вуз, если не знаешь русский

Полина Лихачева, Консультант по профориентации и карьере портала «Поступи Онлайн», специалист по работе с молодежью, в интервью для «ЖиШи» рассказала о современном образовании, о грамотности и о том, как важна правильная культурная среда не только для ребенка, но и для взрослого человека.

Полина, как Вы оцените уровень подготовки по русскому языку сегодняшних выпускников школы?

ПЛ: Сложно сказать. Сегодня оценка знаний выпускников основывается только по тому, как они сдали в школе ЕГЭ. Есть статистика баллов по ЕГЭ. Если говорить об этой оценке, то в 2017 году школьники сдали экзамен лучше. То есть получили высокий балл, в том числе и по русскому языку. Становится меньше школьников, кто не преодолевает минимальный порог.

А в целом? Некоторые эксперты отмечают низкий уровень грамотности у современных школьников и студентов. Так ли это, если сравнивать молодое поколение (Z) c более взрослым (поколениями X и Y)? Насколько большая разница между ними?

ПЛ: Уточню сразу: по стандартам грамотности (их не так много) оценивают, сколько людей закончили школу, умеют ли читать-писать, какое получили образование (школьное, высшее) и другие количественные показатели. Если брать эту статистику, то считается, что у нас высокий уровень грамотности: основной процент населения умеет читать и писать (практически 100%, если точнее, 99,4%). Можно сказать, что в России не так все плохо, так как она входит в 20-ку стран мира по уровню грамотности, находится на 15-м месте (по данным 2016 года).
Есть другие методы оценки грамотности. Например, статистика популярного проекта «Тотальный диктант». В нем принимает участие очень большое количество людей, но «отлично», что означает профессиональное владение языком (нет ошибок), получает только около 1% участников.

Полина, Вы не считаете, что эта статистика (общий уровень грамотности населения) голословна? Говорить о том, что человек грамотен только на основании критерия «умеет читать-писать» – правильно ли это? Каково Ваше личное мнение об уровне грамотности россиян?

ПЛ: Очень часто вижу ошибки даже на образовательных сайтах. Если говорить о талантливой молодежи, с которой я работала раньше, они пишут хорошо. Но больше 50% школьников, с которыми я общаюсь сейчас (а это обычные школьники, многие из них не сдают ЕГЭ), пишут с ошибками. И в каждом случае причина безграмотности своя…
Что бы интересное в качестве примера привести… Когда кто-то пишет, что хочет стать «пИдОгогом физической культуры» или спрашивает «КаГ пАступить на факультет строительства?», теряешься, что отвечать. А в ответе на вопрос «КаГ Здать ИГзамены?» хочется так и сказать, что сдавать можно только на «пИдАгога по физре». И ведь все эти ребята «раЩитывают» на нас…

И смешно, и грустно… Возможно, именно активное развитие Интернета (и вместе с этим – соцсетей и других ресурсов) как раз способствует общей безграмотности?

ПЛ: Думаю, есть прямая связь. Сейчас не надо писать длинные письма (например, для отправки по «Почте России»), можно общаться с помощью разных чатов. Появляется много условных обозначений, смайликов, которые сокращают количество используемых слов. Это очень сильно упрощает язык. Картинки, символы, мемы (единица информации в формате идеи, символа, образа, которая обозначает сразу несколько слов – прим. «ЖиШи») – именно так сейчас воспринимает информацию поколение Z. Ребятам становится сложнее читать длинные книги. И еще молодежный сленг: когда намеренно ставятся ошибки. Это все закрепляется.
Вероятнее, правильно будет сказать, что Интернет приводит не к безграмотности, а к упрощению языка.

Говоря об Интернете и быстро развивающемся направлении онлайн-образования, какой формат обучения, по Вашему мнению, наиболее эффективен: классический «живой» (в школе, институте), онлайн или их комбинация?

ПЛ: Для того чтобы решить проблему грамотности, нужен системный комплексный подход. И если говорить о педагогике (и не только), то есть три основных фактора формирования личности: генетика, среда и воспитание. И каждый из этих факторов влияет на развитие. Прежде всего, грамотность идет из семьи. Когда дома есть «живые» книги, когда ребенок видит, что родители читают, обсуждают что-то – видят родителя с книгой – он так же начинает тянуться к книге. Такие дети быстрее начинают читать, лучше относятся к чтению.
Есть английская пословица: «Не воспитываете ребенка, воспитывайте себя». Ведь ребенок всегда, особенно в раннем возрасте, копирует родителей. Среда особенно важна в школьном, подростковом возрасте. Если ребенок попадет в среду, где быть неграмотным и не знать произведения великих писателей — неприлично, он не захочет стать аутсайдером. Ребенок потянется за своим окружением: появится мотивация к грамотному письму и т.п.

То есть попадая в неблагоприятную среду, ребенок рискует остаться безграмотным?

ПЛ: Он просто не будет мотивирован к грамотности. Расскажу пример из жизни. Была на семинаре педагога и директора школы альтернативного образования. Среди присутствующих слушателей (родители, педагоги) была одна мама двоих детей подросткового возраста. Они не ходят в обычную школу, но посещают дополнительные занятия, кружки (например, режиссерские курсы) — развивающие, творческие. И эта мама пожаловалась, что ее дети пишут с ошибками. Она их не ругает, но переживает из-за этого: «Я не настаиваю, не стою над ними: надо учиться, писать грамотно… Как сделать так, чтобы они были грамотными? Я сама училась в Советском Союзе, когда всех детей заставляли учить. Но я не хочу заставлять. Мне нечего сказать детям: заставлю я их, ну и что? И ничего не говорю им. Что мне делать?». Директор школы ответил женщине, что ее дети и не будут правильно говорить, потому что именно она, мама, не объясняет им этого. У нее самой нет мотивации и установки, что надо писать правильно: она не объясняет детям, как это важно.

И все-таки офлайн или онлайн?

ПЛ: Для маленьких детей обязательно офлайн-обучение. Обязательны игры и живое общение. Для более старших детей допустим и онлайн-формат, но смешанный с «живым» обучением. Потому что детям, особенно подросткам, очень важен такой личный контакт – с преподавателем, наставником.

Интересно, что сами же учащиеся заявляют, что «онлайн-обучение неудобно, потому что это сильно расслабляет. То есть ты сидишь дома, делаешь себе чай… Влияет на дисциплину. Не каждый дома сможет заниматься…». Это цитата одиннадцатиклассницы.

ПЛ: Я с ней согласна. Есть много исследований, подтверждающих, что даже в компаниях онлайн-обучение для сотрудников не эффективно. Что же говорить о детях? Но для подготовки к ЕГЭ сейчас функционирует много онлайн-платформ, помогающих школьникам. Некоторые ресурсы создают сами школьники.

А если говорить не про школьников, а про взрослых людей? Как им справляться с этим «эффектом лени»? Когда ты ходишь учиться «вживую», с педагогом, есть какой-то стимул. А онлайн-обучение требует особенной самодисциплины…

ПЛ: Сейчас во многих вузах вводится дистанционное обучение. По многим программам. Но преподаватели, с которыми я до сих пор тесно общаюсь, в шоке от тех людей, кто поступает на дистанционное обучение… Скажем так, очень мало людей, кто учится в дистанционном формате, действительно учится.
Но все это индивидуально. Если ты действительно хочешь получить конкретные знания — оплачиваешь курс и учишься по-настоящему. Если говорить о тех, кому действительно необходимы новые знания: такие люди мотивированы, им нужны эти знания для профессии, для работы, для бизнеса…
Но если говорить о дистанционном обучении в вузе, это отдельная история…

Школьники задают вопрос: можно ли поступить дистанционно в вуз, ничего не делать, но чтобы тебе дали диплом государственного образца

Многие школьники мне задают вопрос: можно ли поступить дистанционно в вуз, ничего не делать, но чтобы тебе дали диплом государственного образца. Серьезно! Так и спрашивают! Или другой запрос: поступить на заочное, чтобы ничего не делать, а потом просто получить диплом. Так и пишут: «чтобы особо не париться», «чтобы было особо не сложно», «чтобы не ходить на занятия»…

Но сдавать-то ЕГЭ все равно придется… А что Вы думаете об этой системе?

ПЛ: ЕГЭ заставляет школьников мыслить тестами, точнее, учит выбирать варианты ответов. Ты постоянно отвечаешь на какие-то вопросы, и они однотипны. Цель – научиться решать однотипные задачи, чтобы сдать на высокий балл и поступить.
С одной стороны, преподаватели вузов говорят, что год от года дети приходят глупее и глупее: ЕГЭ делает свое дело. ЕГЭ не учит мыслить — не учит мыслить творчески и решать нестандартные задачи. Да, надо решить какие-то задачи и тесты по такому же алгоритму, как ты делал раньше. С другой стороны, ЕГЭ удобно – удобно для ребят, которые хотят поступить в вуз другого города.

Еще одна реальная цитата выпускника школы: «ЕГЭ — это глупо. Потому что на ЕГЭ все натаскиваются, а потом все забывают, и не остается никаких знаний. Потому что все задания типовые. У тебя есть год: ты берешь сотню заданий и отрабатываешь их. Потом уже знаешь, как эти задания делаются. Особых знаний не будет: когда тебе дадут похожую, но немного отдаленную версию, ты уже не сделаешь ничего…».

ПЛ: Да, верно. Хотя все зависит от школы. Там, где есть хорошие преподаватели, которые смогут развить у учеников любовь к русскому языку, ребятам будет просто сдать ЕГЭ.
Но основная проблема здесь, мне кажется, в другом: учителя тоже в шоковом состоянии, так как зависят от того, как их ученики сдают ЕГЭ. Такая система. Поэтому преподаватели делают все, чтобы ученики сдавали ЕГЭ. Получается так, что из-за ЕГЭ само обучение превращается в подготовку к ЕГЭ. Цель – подготовиться к нему, а не узнать русский язык или что-то еще. Цель – сдать и поступить, а не получить знания.

И все-таки. Как поступать в ВУЗ, если не знаешь русский?

ПЛ: Ответ парадоксальный… Нужно готовиться к ЕГЭ. Взять много вариантов и проработать. Сейчас нет вузов, куда можно поступить без результатов ЕГЭ по русскому языку. Как минимум надо набрать 24 балла (так было в этом году). Хотя вузы имеют право сами устанавливать максимальные баллы. И если ребенок хочет поступить в вуз, нужно готовиться к ЕГЭ. Но есть исключения: без результатов ЕГЭ можно поступать победителям некоторых олимпиад и выпускникам средних специальных учреждений.

Чем мотивировать современных школьников изучать русский язык? Как прививать любовь к чтению у ребенка?

ПЛ: Хорошо, если сами взрослые, у которых еще маленькие дети, задумались бы о себе – грамотны ли, правильно ли пишут, как говорят, какие книги читают. Надо начинать с себя. Тогда с большей вероятностью получится так, что ваши дети также будут заинтересованы читать книги, учить стихи, что-то писать.
Я верю, что в школах есть настоящие педагоги, которые любят русский язык, хорошо его преподают… И было бы неплохо водить ребенка на дополнительные занятия – занятия по развитию речи, литературные вечера, где происходит общение с людьми, у которых высокая культура речи. Ребенка надо погружать в эту среду.

А взрослому человеку, который хочет улучшить свой уровень грамотности?

ПЛ: Почитать правила. Особенно, если человек сам знает, какие ошибки делает.
Читать и обязательно много писать. Когда ты пишешь, тратишь больше внимания: пишешь и проверяешь себя. И, конечно, больше общаться с людьми, которые имеют высокую культуру речи.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ