Из всех этапов развития ребенка период обучения чтению один из самых сложных и беспокойных для родителей. Мы знаем, что ребенок в конечном итоге начнет говорить, даже если будем просто ждать этого, научится распознавать цвета, постигая окружающий мир. Но когда вопрос заходит о чтении, родители прилагают больше усилий.
Многие мамы, желая стимулировать развитие малыша, пытаются подготовить его к школе – покупая множество учебных аудио-книг, компьютерных программ, водят к репетиторам для обучения чтению.
К тому же в наше время от детей ожидают, что они начнут читать еще раньше, чем когда-либо. В былые времена обучение детей до 8 лет ограничивалось изучением букв и простых слов. Сегодня этому учат уже в детском саду.

Несмотря на ожидания и желание родителей, последние исследования показывают, что возраст, до которого ребенок еще не готов начинать учиться читать, — это пять лет. А те дети, кто изучает слова и учится читать в более раннем возрасте, не сильно выделяются способностями потом, в школе, среди других сверстников: раннее обучение чтению не влияет на то, насколько блестящий интеллект сможет развить ребенок в школе. Все ровно наоборот. Ожидая от маленького ребенка большего, чем этого требует естественное развитие, вы можете только расстроить малыша и полностью разрушить интерес к чтению.

Ловушка предвзятости
Малыши, которые начинают читать рано, воспринимаются как вундеркинды, в то время как детей, у которых процесс обучения занимает более долгое время, называют медленными. Такая точка зрения не всегда является правдой. И может оказаться, что «медлительному», «с задержкой развития», ребенку просто требовалось чуть больше времени и практики, чтобы со всем разобраться и начать читать.
Разница между ранними маленькими читателями и другими детьми (начавшими читать позже) сгладится ко 2-3 классу школы. Это не значит, что в раннем возрасте ребенка не надо знакомить с книгами. Но усиленное обучение 3-4-летнего малыша чтению в надежде, что к пяти годам он будет свободно читать, не лучший вариант. Это может уничтожить естественный энтузиазм ребенка по отношению к книгам. Когда малыш еще маленький, более важно развивать у него фантазию и воображение. Например, представлять себя пиратом, путешественником, ученым, о которых ребенок слышал из ваших рассказов. Развивать любовь к книгам нужно раньше, чем ребенок начнет учиться читать. Как можно привить эту любовь?

Основные детали
Когда вы услышите от 5-летнего малыша, что он «готов учиться читать», может создаться впечатление, что как будто повернулся какой-то особенный рычажок в голове ребенка. Но все намного сложнее. Чтобы начать читать и полностью освоить этот процесс, в мозгу ребенка должно заработать вместе сразу несколько зон.
Скажите ребенку, что сейчас вы читаете слово «кот». В этот момент глаза получают группу линий и отправляют образ в ту часть мозга, отвечающую за определение значения того, что вы видите. Эта информация может быть доставлена и с помощью слуховой зоны, поэтому может переводиться мозгом в фонемы: звук «к», звук «о», звук «т». А уже другая часть мозга синтезирует индивидуальные фонемы и их значение в качестве конкретной группы, например, слова «кот».
Но чтобы пройти все эти процессы в правильном порядке, связь между тремя разными зонами мозга должна быть полностью выстроена и развита – своеобразный цикл, который формируется со временем и практикой. И в процессе взросления ребенка, расширения его словарного запаса, развития навыков письма, цикл доставки визуальной и звуковой информации становится почти мгновенным, а чтение как процесс приобретает естественный характер.

Больше, чем звук
Конечно, чтение включает больше, чем просто перевод нескольких образов или звуков в буквы. Разве читатель – это тот, кто определяет звуки, или тот, кто просто смотрит на страницу и понимает историю? Настоящее чтение связано с осознанием значения текста. Ребенок, который умеет читать по-настоящему, не просто понимает слово «кот». Он должен быть способен определить, кто такой кот, предмет это или существо. Малыш должен уметь развивать грамматику в каждом предложении (носит ли кот шляпу или шляпа носит кота), изучать каждую историю в контексте (кот обычно не разговаривает и не носит шляпу), сочувствовать характерам в истории и понимать развитие событий (мама точно сойдет с ума, когда обнаружит беспорядок, сделанный тем самым котом).
Поэтому даже если ребенок пока не может перевести буквы в фонемы, а те — в слова, он способен начать развивать контекстное мышление, которое приводит к пониманию значения слов. Таким образом, дети становятся писателями и читателями почти с рождения: они слушают, рисуют, познают первые слова. Именно это готовит почву для следующего этапа в развитии – обучения чтению.

Время для терпения
Любовь к чтению – это не история о суперразвитом 4-летнем ребенке. Это история о взращивании 21-летнего человека, вся жизнь которого будет наполнена книгами. И такая цель стоит ожидания. Марк Твен сказал: «Человек, который не читает книги, не имеет преимущества перед тем, кто не умеет их читать».

@«ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ