Умение произносить слова и формулировать мысли вслух – один из ключевых навыков, который ребенок приобретает еще в дошкольном возрасте. День, когда малыш произносит свое первое слово, для родителей становится особенным. Ведь этот момент символизирует прогресс в развитии ребенка.
Независимо от того, произнес ли малыш первое слово до своего первого дня рождения или чуть позже, важно наблюдать за речью ребенка постоянно. Ведь вовремя обнаруженная задержка в развитии, поможет родителям быстро скорректировать возможные нарушения и подстегнуть речь малыша в верном направлении. Так, если малыш к 2 годам практически не говорит, это сигнал к активным действиям мамы. Ребенок четко произносит отдельные слова, но соединять вместе умеет не более двух слов, способен формулировать вслух целые фразы, обозначая свои мысли, но его практически не понять – эти и другие ситуации также важно брать во внимание.

Существуют общие для всех детей критерии развития речи и коммуникативных навыков. Отличается лишь возраст, в котором каждый ребенок проходит конкретную стадию развития:

  • В возрасте до 1 года ребенок должен уметь пользоваться своим голосом – издавать звуки, реагируя на то, что происходит вокруг. Гуление – признак первой стадии развития речи малыша. Ближе к одному году ребенок должен уметь пользоваться интонацией и произнести свое первое (или несколько) слово.
  • От 1 года до 1,5 лет малыш приобретает умение издавать отдельные звуки, похожие на буквы алфавита, и повторять то, что слышит. В это время ребенок узнает названия отдельных предметов (мяч, игрушка и др.), говорит уже несколько слов, помимо «мама» и «папа», и понимает простые фразы («Принеси мне мячик»).
  • К 2 годам большинство малышей умеют произносить около пятидесяти отдельных слов. В этом возрасте ребенок должен уже соединять отдельные слова в простые фразы, например, «мама хорошая», «кукла плачет» и т.п.
  • От 2 до 3 лет словарный запас у ребенка существенно расширяется. В этом возрасте малыш должен уметь хорошо комбинировать и составлять фразы из трех или больше слов. Уже к 3 годам ребенок понимает значение слов и фраз.
  • В 4 года речь малыша должна быть понятной. Даже если ребенок произносит отдельные слова нечетко, фразы и предложения в целом ясны для понимания окружающими.

Если вы обнаружили задержку в развитии речи ребенка на одном из этапов, обязательно обратитесь к специалисту или расскажите о сложностях логопеду в детском саду (если ребенок уже ходит в сад). Помимо этого, мама может стимулировать развитие речи своего малыша самостоятельно. Например, больше общаться и разговаривать с ребенком, поощрять его к повторению звуков, мимики и жестов, чаще читать малышу, вместе петь. Используйте каждый момент времени. Чтобы стимулировать речь ребенка, разговаривайте с ним весь день. Называйте предметы, рассказывайте о том, чем занимаетесь в данную минуту, задавайте вопросы, реагируйте на фразы ребенка. Подробнее об этом читайте в нашем материале «Приемы, которые помогут в развитии речи вашего малыша».

С момента рождения и до подготовки к школе каждой маме необходимо уделить особенное внимание формированию навыков речи ребенка. Хотя это зависит от комплексных усилий и родителей, и воспитателей в детском саду. Приближаясь к поступлению в школу, ребенок за свое дошкольное детство должен приобрести несколько ключевых навыков:

Во-первых, умение слушать. Понимать и выполнять последовательно простые просьбы родителей. Слушать и вникать в сюжет книг, которые ребенку читают вслух родители. Уметь поддерживать элементарную беседу и, конечно, разговаривать.
Второй момент – четко говорить. К школе речь ребенка должна быть ясной и понятной для всех окружающих. В этом возрасте ребенок обычно уже умеет задавать открытые вопросы, отвечать родителям («да», «нет»), пересказывать истории или описывать произошедшее событие, свободно участвовать в разговоре, читать.
Третий блок навыков, которые должны быть развиты у ребенка к школе, связан с понимаем своей речи и речи окружающих. Сюда включаются: знание техники чтения (читать слева направо, сверху вниз); умение сравнивать и связывать друг с другом разные слова; понимание, что слова рождаются из букв или звуков; умение использовать строчные и прописные и определять рифмы (кот – крот, шляпа – папа); способность пересказывать картинку в книге, имитируя чтение. Ребенок должен уже суметь написать не только свое имя, но и описать историю, которая изображена на картинке.

Выявление пробелов в развития речи малыша еще на ранней стадии поможет маме вовремя скорректировать возможные нарушения и избежать проблем в будущем. Уделяя больше внимания и времени развитию коммуникативных навыков ребенка, вы поможете ему лучше вписаться в последующее общение с окружающим миром.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ