Развитая речь и отличные коммуникативные навыки – необходимые атрибуты не только для взрослых, но и для школьников и подростков. Уже в школьном возрасте ребенок активно общается с друзьями, готовит проекты и выступает в классе, начинает определяться с будущей карьерой, которая может потребовать умения хорошо говорить и мастерства ораторской речи. Зубрежка перед защитой диплома или сдачей устного экзамена не облегчит жизнь выпускника: развивать коммуникативные навыки и умение грамотно пользоваться русской речью важно начинать уже с первого класса школы.
Конечно, учителя обращают на это внимание и стараются использовать разные методики для развития культуры речи учеников с первых дней обучения. Но об этих методах важно знать и родителям, и самим детям:

Развивать навык активного слушания. Не случайно говорят, что тот, кто умеет слушать, всегда успешен. Общение – это умение не только говорить, но и слушать. Именно слушать и слышать то, о чем рассказывает другой человек, помогает развивать ум и фантазию, расширяет кругозор и речевой лексикон. Так, в младших классах школы преподаватели практикуют чтение вслух, а после просят учеников пересказать или вместе обсудить услышанное. Это полезно взять на заметку и родителям: ребенок должен не просто слушать, но и понимать текст.

Смотреть фильмы, которые содержат много диалогов. Разговор – это базовый навык коммуникации. Он позволяет людям не только развивать устную речь, но и делиться мыслями и идеями, обмениваться мнениями и информацией, получать новые знания. К тому же обычная беседа включает в том числе и язык тела, эмоции, взгляды. И все это в совокупности формирует общение между людьми.
А просмотр фильмов помогает увидеть и изучить данные аспекты со стороны.

Слушать аудиокниги. Это эффективный инструмент не только для изучения иностранных языков, но и для развития родной речи. Слушая аудиолекции или аудиокниги, ребенок запоминает правильное произношение и ударение, расширяет словарный запас. Важно уже с детства развивать культуру общения.

Практиковать выступления перед аудиторией. Как и в школьном классе, так и при домашнем обучении можно организовывать выступление, когда ребенок готовит самостоятельно или вместе с кем-то в команде презентацию. Так развиваются и письменные, и разговорные навыки, постигаются основы ораторского искусства.

Участвовать в активностях, которые стимулируют критическое мышление. Сюда включаются устные и письменные активности: обсуждения и дебаты на острую тему, написание эссе, проведение интервью, интеллектуальные игры и многое другое. Важно поощрять ребенка делать это с фантазией и креативом, стимулируя и творческое мышление.

Задавать открытые вопросы. Это стимулирует ребенка к размышлению, поиску нужных слов, включению фантазии. Отвечая на открытые вопросы, ребенок расширяет словарный запас: например, учитель или родители могут подсказывать или помогать находить новые для ребенка слова и фразы.

Записывать общение на аудио или видео — отличный метод оценки речи ребенка для учителей и родителей. Так, в школе можно организовать между одноклассниками обсуждение прошедшего урока или устного выступления кого-то из учеников. Умение критически посмотреть на слабые стороны чьей-то презентации поможет ребенку избежать таких же ошибок в будущем. К тому же будет полезное аудио или видео, которое позволит каждому участнику обсуждения посмотреть со стороны и на себя, и на других.

Ловить момент. Если ребенок отвечает вам нечетко, с затруднением, попробуйте изменить формулировку своего вопроса. Плюс объясните, что важно уже сегодня работать над своей речью, чтобы в будущем достичь успеха. Когда в разговоре, книге или фильме, который вы вместе смотрите, вдруг возникает новое слово, остановитесь на нем и объясните его значение. Важно ловить каждый такой момент, который для ребенка станет новой точкой роста и новым открытием.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ