На что похожа радиожурналистика
Журналистика всегда привлекала особенное внимание. До сих пор это одно из наиболее популярных направлений, которое выбирает в качестве профессии творческая молодежь. Но так ли легка и увлекательна журналистика, как кажется на первый взгляд? Чего ждать, если свою профессиональную карьеру вы решили посвятить, например, радио?
О том, как за последние годы изменилась профессия журналиста, мы поговорили с нашим экспертом Романом Окиным. Уже давно Роман успешно занимается своим проектом – собственной продакшен-компанией OKINGROUP. Но начинал он с карьеры журналиста, которой посвятил около 20 лет – был теле- и радиоведущим (работал на радиостанциях «Авторадио Санкт-Петербург», «Максимум Санкт-Петербург», «Максимум Москва», «Монте-Карло», «Кекс ФМ»).
Роман, за последние годы мир сильно изменился: появились целые индустрии, новые профессии… Все СМИ «уходят в цифру», то есть в онлайн… Но профессия журналиста по-прежнему остаётся актуальной и желанной для многих молодых людей. Насколько сильно она изменилась, по Вашему мнению?
РО: Мне кажется, настоящей журналистики стало мало. Настоящих репортажей, материалов, которые отражают нашу действительность. Периодически смотрю телевизионные новости, но понимаю, что это просто повестка дня. А вот сути вещей, настоящей журналистики, мы не видим. Хотя, конечно, встречаются интересные материалы, раскрывающие проблематику.
Но сейчас мы как будто на какие-то темы не можем говорить. А ведь медиа должны рассказывать обо всем: честно, нейтрально. Как журналист ты можешь затрагивать любые темы и давать несколько мнений — весь спектр точек зрения и позиций.
К тому же изменился ориентир. Журналисты начали ставить четкие акценты – на какой-то теме, на плохом или хорошем. В этом и есть разница между классической и современной журналистикой: сейчас это больше пропаганда, PR, сфера влияния и т.п.
Кстати, куда-то исчезла настоящая детская, юношеская журналистика… То, чего раньше было много, на чем я рос. Мы на этом учились. Продолжаю поддерживать связь со школой молодых журналистов «Контакт» в городе Северодвинске, в которой учился, и наблюдаю за тем, что ребята делают. Они стараются креативить, придумывают оригинальные сюжеты. Но, как правило, ориентируются на взрослых. Исчезла непосредственность в детской журналистике.
Да, журналистика действительно изменилась. Это естественный процесс: с течением времени меняется практически все. А если говорить о конкретном направлении – радио? Вы ведь специализировались в этом жанре. Почему? В чем привлекательность именно радиожурналистики?
РО: Честно признаться, я ведь работал на телевидении, и меня случайно занесло на радио… на 12 лет. Привлекал формат работы: была возможность делать все своими руками. То есть за те годы я обучился многим специальностям: был и диджеем, и ведущим новостей, и корреспондентом, и редактором, и руководителем службы информации… Было даже так: выхожу в эфир с новостями и одновременно с пульта выдаю свой авторский радиорепортаж. На телевидении так нельзя: там режиссеры, монтажеры, и масса других специалистов, без которых ты сам не можешь, например, выйти в эфир. Именно это и привлекает в радиожурналистике — возможность самовыражения.
Но, независимо от формата, журналистика в целом – трудная специальность. Она напоминает профессию следователя: надо дойти до сути вещей, раскопать интересные факты, отыскать все нюансы и «подводные камни». Журналист должен уметь не только искать, но и осмыслять, правильно излагать информацию, показывать все точки зрения.
Про специфику самой профессии мы поговорили. А что сам человек, который решил посвятить себя журналистике, радиожурналистике? Насколько здесь важен талант? Или все-таки профессионализма в журналистике можно добиться упорством, трудом?
РО: Здесь есть своя специфика. Радиожурналист должен обладать четко поставленным голосом. Говорить четко, без ошибок. Дополнительное преимущество — приятный тембр. Но все эти качества можно развить.
Еще очень важно для радиожурналиста – понимать суть информации. Ведь на радио нет визуальной части, и репортер должен подать свой материал так, чтобы у слушателей возникала картинка.
Радиожурналистике научиться может каждый, если есть какие-то задатки или как минимум интерес. У меня в практике случались ситуации, когда в редакцию приходили ребята, которые были совсем далеки от журналистики. Но погружаясь в среду, они постепенно учились и начинали понимать суть работы. Особенно хорошие результаты получались тогда, когда самому человеку была интересна тема репортажа.
Профессия теле-/радиожурналиста интересна еще одним аспектом: прямыми эфирами. Какими качествами должен обладать журналист, чтобы достойно выдержать прямой эфир? Критична ли в таких случаях грамотность человека?
РО: Грамотность критична. Так как ты вещаешь на большую аудиторию, и люди не должны слышать безграмотную речь. Хотя ошибки может сделать любой ведущий. Я по неопытности ставил неправильные ударения в словах. Случалось, что сам замечал и исправлялся непосредственно во время прямого эфира…
Но всегда можно подстраховаться. Независимо от того, что у тебя под рукой есть словари, специальные программы, можно просто заменить слово, в котором не уверен. Конечно, если это не факт или географическое название.
Продолжая тему прямых эфиров. Безусловно, это сложная задача — качественно провести эфир, не забывая одновременно и про дикцию, и про грамотность, и про необходимость держаться на публике… И все-таки. Были ли в Вашей практике случаи, когда во время эфира происходило что-то неожиданное?
РО: Таких моментов масса. И микрофон падал, и ведущий засыпал…
Помню, как в эфире человек упал со стула… У нас тогда были прямые спортивные трансляции. Ведущий – достаточно крупный мужчина — прямо во время эфира свалился со стула: он просто сломался, не выдержал. В тот момент все «просело»: звук пропал в эфире, все поняли, произошло что-то странное…
Но по-настоящему катастрофической ситуация была, когда человек в прямом эфире… заснул. Я как раз менялся с тем ведущим, который пришел уже сонный. Это был ночной эфир. Причем перед уходом я спросил человека, все ли хорошо, точно ли он справится. Коллега ответил, что все в порядке. В итоге он сел, выдал что-то невнятное и смешное в микрофон, а после… уснул. Тишина в эфире была часа два… Кстати, этот парень до сих пор работает на радио, но не любит вспоминать тот злополучный эфир.
Действительно, забавно. Но такие ситуации, наверное, происходят нечасто. Все-таки мы говорим о профессиональной журналистике. Для тех, кто хочет стать настоящим журналистом, радиожурналистом, пожалуйста, дайте несколько советов. На что ориентироваться, чтобы добиться успеха?
РО: Во-первых, надо учиться. Много учиться, смотреть вокруг, впитывать информацию. Это важно именно для радиожурналиста. Ведь это такая закрытая каста людей, куда просто так не попадешь. Нужно смотреть, слушать, знакомиться, пробовать себя. И, конечно, должно быть большое желание, которое будет мотивировать тебя развиваться, самообразовываться. Этому никто тебя не научит в университете, где только теория и общие дисциплины. А радиожурналистика – это постоянная практика.
Быть всегда в тонусе. Это значит — смотреть новости, читать, быть в курсе, быть погруженным в тему. Важно знать, что происходит вокруг. Если вы планируете специализироваться на чем-то, читайте и изучайте все по этой теме. Больше обращайте внимание на трендсеттеров (новатор в какой-то области, кто принимает и внедряет новые идеи или тренды раньше других – прим.ред.), разговаривайте с ними, спрашивайте. Особенно когда идет какая-то волна, тенденция — важно разобраться в этом.
Рекомендации всем, кто хочет хорошо владеть русским языком, правильно говорить.
РО: Читать. Много читать. Учиться изъяснять свои мысли. Потому что словарный запас со временем скудеет. И сочинять что-нибудь. Например, я иногда пишу сценарии для видеофильмов и рекламных роликов, и это помогает мне.
Изложение мысли – это очень важно. Когда постоянно пишешь, практикуешься — нет проблем с формулировкой мыслей и фраз, не возникает сложностей с тем, как начать письмо или разговор.
© «ЖиШи»