Как с нами говорит наше окружение

Грамотность традиционно связывают с умением пользоваться родной речью. При этом язык бывает не только письменным и устным, текстовым, но и визуальным: в наше время многие общаются с помощью картинок, фото и изображений. Есть и другие способы — так мы рассказываем свою историю с помощью одежды или прически, или многое о нас может поведать место, где мы живем или работаем. Интерьер и окружение, которое мы создаем вокруг себя, тоже работает как форма общения с миром. И эта форма коммуникации имеет свои правила. О том, что такое визуальная грамотность и почему это тоже важно, как и умение читать и писать, мы поговорили в интервью с экспертом — Алиной Сахаровой, дизайнером и создателем международной студии дизайна интерьера «ТАЙГА бюро».

 Алина, мы изучаем правила языка, чтобы быть не просто грамотными, но и понятными для других людей. Оказывается, это работает и визуальных коммуникациях: и здесь есть свои критерии, изучив которые, можно рассказывать о себе окружающим и общаться. И все-таки, что значит — быть визуально грамотным? 

АС: Возможно, в случае визуализации и дизайна лучше говорить не о правилах, а о направляющих, которые помогают достигнуть результата и желаемого эффекта. То есть надо выбрать ориентиры, позволяющие легче донести свою мысль. Так, в графическом дизайне работают принципы, заложенные самой природой. К примеру, человек читает слева направо, сверху вниз. По крайней мере, русский человек. И на это ориентируется графический дизайнер, создавая рекламный постер или другой материал. Те же принципы действуют и в интерьерном дизайне: в основном связано это с эргономикой и тем, как мы пользуемся пространством вокруг себя. И здесь работает так называемый «коммон сенс» или здравый смысл: например, какого размера и высоты должен быть стул, чтобы было удобно сидеть; насколько высоко расположена книжная полка и так далее. При этом учитывается не только уровень удобства, но и такие факторы, как, к примеру, средний рост человека. Эти и другие элементы обычно строятся на обычной логике, поэтому есть смысл им следовать. Если вы хотите донести до окружающих свою идею. И неважно, обложка ли это книги или дизайн вашего кабинета.

 Получается, на визуальном языке можно тоже говорить?

АС: Однозначно да. В принципе основная задумка дизайна именно в том, чтобы точно и прозрачно донести свои мысли до других людей. Это касается и графического, и продакт-дизайна и, конечно, интерьерного. Просто каждый вид визуализации преследует свою цель: если графический дизайн рассказывает историю, например, про продукт, бренд, то интерьерный — говорит о человеке, его индивидуальности. Потому что интерьер дома отражает наше восприятие мира. Ведь в место, где мы живем, мы приносим то, что считаем своим, вкладываем много смысла, осознанности.

 Осознанно общаемся с другими через предметы и элементы окружения…

АС: Безусловно. Возьмем, колористику. Восприятие того или иного цвета заложено в нас природой. Так, например, использование классических черного и белого может говорить о том, что человек сдержан и предпочитает лаконичность в общении, структурированность в делах. Много ярких оттенков в интерьере может быть признаком эмоциональной натуры, творческой жилки, большой жизненной энергии. И как ее подпитывать? Конечно, окружая себя цветом.
Когда вы заходите в помещение, оно довольно многое может сказать о владельце. Не только по колористике, но и по предметам мебели и наполнению, по стилю. Или человек выбирает себе машину. Он базирует свой выбор сначала на необходимых функциях — четыре колеса, руль и так далее. Но далее к этому добавляются другие характеристики: насколько большого размера нужен автомобиль, какой формы, цвета. Так мы выбираем дизайн. Те же принципы работают и в графике, интерьере, архитектуре. В любой вещи, для которой были созданы стиль и оформление.

 Этим принципам следуют профессионалы сферы. А если говорить об обычном человеке, кто, предположим, оформляет квартиру самостоятельно. Какие элементарные правила необходимо знать, чтобы быть грамотным визуально?

АС: И в этом случае отсылка идет к эргономике. Достаточно понять общие принципы, не обязательно уходить в детали. Потому что все основано на обычной логике. Например, начать с того, чтобы оценить освещение, определить солнечную сторону в помещении — хватает ли в принципе света в комнате. Потому что это может повлиять на способность фокусировать внимание или расслабляться.
Или другой момент. Рассмотреть одну из характеристик дверей — вид открывания. Если комната небольшая, то установка двери наружу позволит использовать площадь комнаты по-максимуму. И так далее. В целом многие вещи зависят от того, как мы сами воспринимаем окружающую среду, по каким параметрам оцениваем уровень личного комфорта, что нам нравится или нет.

 А какие рекомендации можно дать тем, кто самостоятельно организовывает дома рабочее пространство? Что могут сделать, например, родители при оформлении помещения для ребенка, которое будет способствовать концентрации внимания?

АС: Первое, на что стоит обратить внимание, — сама рабочая зона: насколько она комфортна, какая посадка у стула, какова поверхность стола. Можно ли, например, положить на неё локти, или стол слишком маленький. То есть важно оценить базовые вещи, которые могут влиять на качество внимания и уровень фокусировки на одной задаче. Далее необходимо оценить, сколько натурального света попадает на рабочую поверхность: не мешает ли солнце или, наоборот, его недостаточно. К тому же не всегда есть возможность поставить стол около окна. С другой стороны, такое расположение рабочей зоны не всегда является правильным решением, так как за окном бывают отвлекающие моменты. Например, футбольное поле, которое точно будет отвлекать ребенка и снижать внимание.
Или возьмем дополнительные элементы интерьера – аксессуары, декор. Они тоже могут помочь в повышении концентрации внимания. Например, звуковой маятник, который ритмично отбивает звук и настраивает наш мозг на последовательную работу.
Важными элементами являются аромат и звук: увлажнитель воздуха с расслабляющим или бодрящим ароматом, стенка или декор из пробки, прекрасно поглощающая шумы. Звукоизолирующей может быть даже мебель, например, шкаф, отгораживающий часть помещения от рабочей зоны. Ковер на кафельном полу, текстиль и тяжелые гардины тоже поглощают звук. Есть масса других элементарных приемов, которые способны освоить каждый человек.

 Да, такие приемы легко воплотить в жизнь. Но для некоторых этого недостаточно: многие люди сейчас придерживаются еще и осознанного подхода. Какие рекомендации можно дать им? Как быть не просто визуально грамотным, но и грамотным со смыслом?

АС: Осознанный подход предполагает не просто правильное использование материалов, которые не наносят вреда окружению. Это история двусторонняя, дающая пользу и природе, и человеку. И каждый из нас может придерживаться этих принципов. Например, обращать внимание на то, насколько натуральный материал используется при производстве мебели или отделке помещения. Чем более знакомое название, например, дерево, — тем лучше. И не обязательно это должен быть полностью природный материал. К примеру, экологичным бывает даже пластик, если он переработан и является вторсырьем.
Или использовать домашние растения, которые не только повышают качество воздуха в помещении, но и улучшают ментальное здоровье человека. Например, одни растения помогают лучше засыпать, другие — предотвратить появление излишней влажности, плесени или даже жучков. Наполняя помещение растениями, мы поддерживаем не только себя, но и в каком-то смысле улучшаем воздух в окружающем мире.

 Алина, если резюмировать, как визуализация и грамотно организованный дизайн влияют на качество нашей жизни?

АС: Интерьерный дизайн появился не только для того, чтобы создавать красивое окружение, визуальную красоту. Каждая комната — спальня, кабинет, кухня, ванная — несёт с собой определённый функционал, идею, которая обычно четко сформулирована. Например, спальня — место, где мы отдыхаем. Но любую мысль и идею всегда можно расширить или изменить, как и назначение помещения. Возьмем, детскую комнату. Когда мы ее планируем, то ориентируемся на возраст ребенка, который будет здесь жить. Если это малыш, только начавший ползать или ходить, то необходимо продумать поддерживающие элементы, разместить дополнительные предметы, которые ребенок может трогать, развивая мелкую моторику. Возраст постарше, когда малыш активнее интересуется окружающим миром, предусматривает другой функционал комнаты: например, больше игрушек и книжек требует организации дополнительных мест хранения. Чтобы и сам малыш мог легко открыть ящики и все туда убрать. Позже это школьник, для которого важны эргономичность рабочего места. Или подросток, кому хочется организовать отдельную от родителей зону, куда он может позвать друзей. Все это задачи интерьерного дизайна — решить вопрос функциональности каждой комнаты, насколько она хорошо продумана и служит целям, для которых создавалась. Так каждый элемент повышает качество нашей жизни и делает ее лучше.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ