Что и как правильно говорить на собеседовании

С вопросом выбора будущей профессии или поиска новой работы сталкивается каждый человек. Сначала мы фантазируем на тему, в каком качестве добьемся наибольшего успеха – так мы выбираем карьеру. Затем примеряем на себя роль специалиста, приобретая опыт, навыки и становясь экспертом в каком-то направлении или даже в нескольких. А иногда бросаем все и кардинально меняем свою специализацию. Но независимо от того, кем мы решаем быть или куда планируем развиваться, хороший результат зависит от умения презентовать себя.
О том, как правильно представить себя на собеседовании, и о других моментах, которые необходимы для успешной карьеры, мы побеседовали в интервью с нашим экспертом — Юлией Ломакиной. Более 10 лет Юлия была специалистом в области HR в крупнейших российских компаниях, а сейчас руководит собственным проектом по построению карьеры BeHR.

Юлия, строя карьеру, каждый человек проходит несколько этапов. Все они так или иначе связаны с умением правильно себя представлять, строить коммуникации и легко находить язык с разными людьми. С чего начать, если человек хочет успешно построить карьеру, но чувствует себя неуверенно уже на первой встрече, например, во время собеседования?

ЮЛ: Для каждого из нас карьера – это совершенно разное. И первое, с чего следует начать – понять, что есть для вас успешная карьера, к чему вы стремитесь. То есть определить ваши критерии успеха. Так, для кого-то это стать экспертом в определенной области, для другого – собственником бизнеса.
Далее необходимо задуматься о том, как надо действовать уже сейчас, чтобы добиться своей цели: куда идти работать, куда пойти учиться (если вы чувствуете, что для осуществления вашей карьерной цели нужны дополнительные знания).
Каждый из нас понимает: успешность напрямую зависит и от круга знакомств, поэтому развивайте сеть профессиональных контактов. Важно задуматься о том, как попасть в этот круг людей, который будет стимулировать достижение вашего успеха. Например, вступать в клубы и сообщества, посещать семинары, выступать в качестве спикера на отраслевых мероприятиях.

А что делать с чувством неуверенности?

ЮЛ: Сначала надо разобраться в самом чувстве. Что это за неуверенность? Кто-то испытывает неуверенность, так как считает себя недостаточно опытным специалистом. Но так нельзя: этот посыл, эту эмоцию вы транслируете работодателю. Почему он должен вас, такого неопытного, еще и убеждать?
Другой вариант неуверенности – стеснительность. Потому что редко ходите на встречи, переговоры, собеседования. И третий вариант – страх оценки.
Во всех этих ситуациях с неуверенностью надо работать по-разному. Если вы считаете, что у вас недостаточно опыта для работы в определенной компании, возьмите лист бумаги и выпишите «плюсы» и «минусы» своей кандидатуры для конкретного работодателя. Поверьте, многие компании как раз заинтересованы, чтобы брать людей, у кого мало или нет опыта. Такие работники проще обучаются, более гибкие, им не нужно ломать какую-то устойчивую систему знаний, с ними легче работать.
Если вы стесняетесь, то с этим чувством надо бороться практикой. Ходить на встречи, собеседования. Даже на те, которые не являются интересными для вас. Тренируйтесь и репетируйте дома. Записывайте себя на диктофон и слушайте.
Когда вы испытываете настоящий страх перед предстоящей встречей, можно попробовать специальную технику. Сначала вы представляете того человека, на которого вы хотели бы быть похожи. Подумайте, почему вы хотите походить на него, какими качествами он обладает, как действует в определенной ситуации и т.п. Как только представите четкий образ, примерьте его на себя. А теперь задумайтесь, как этот человек будет вести себя на интервью. Вы поймете, что страха не осталось, когда вы придете на собеседование «в шкуре другого человека».

Интересный метод. И все-таки. Представим, что человек уже на собеседовании. С чего начать? Что можно или нельзя говорить на такой встрече?

ЮЛ: Моя рекомендация — позволить начать диалог другому человеку. И просто отвечать на те вопросы, которые он задает. Отвечать открыто, по делу.
Что можно и нужно говорить? Задавать вопросы тем людям, которые проводят с вами собеседование. Вопросы о функционале, о задачах. Обязательно нужно говорить о том, какая у вас мотивация, с чем вы хотите или не хотите столкнуться. И, безусловно, очень важно следить за тем, как вы говорите.
Что не рекомендую делать. Во-первых, использовать в речи слова-паразиты. Лучше несколько раз подумать, прежде чем ответить на вопрос. Лучше избегать междометий, мычания и других звуков, которые вы вставляете, когда не знаете, как ответить на вопрос. Попросите дать вам время на обдумывание вопроса – не отвечайте сразу. Это абсолютно приемлемо. Во-вторых, не рекомендую говорить жаргонизмами (жаргонные слова и выражения – прим.ред.) и тем более матерными словами. Потому что рекрутеры обращают на это внимание. И, в третьих, никогда не стоит отзываться негативно о прошлом работодателе.

Насколько в этой ситуации – когда человек находится на собеседовании — критична грамотность и правильная речь? Или это важно только для кандидатов определенных профессий?

ЮЛ: Строгие требования к грамотности и разнообразию речевого лексикона касаются тех специальностей, которые подразумевают коммуникации с другими людьми. Да, любая должность каким-то образом связана с общением: будь то работник на складе, ИТ-специалист или мерчандайзер – все они так или иначе контактируют с другими. Но сейчас имею в виду тех специалистов, чье умение общаться и грамотно пользоваться речью – залог успешного результата компании. Например, человек по роду своей деятельности коммуницирует с поставщиками: его задача – договариваться о выгодных условиях сотрудничества, выбивать скидки. Но без умения вести переговоры, без грамотности и искусного владения русским языком этой главной задачи можно не достичь. А это те качества, из-за которых компания и взяла человека на работу.
То же самое касается специалистов по продажам, менеджеров по работе с персоналом, PR-специалистов и еще великого множества других профессионалов. Для таких специалистов крайне важна грамотность и умение правильно говорить: это оценивать будут и рекрутер, и руководитель компании.

А случается, что этих специалистов проверяют на грамотность непосредственно на собеседовании?

ЮЛ: Бывает. Например, задание на составление письма или коммерческого предложения. Или рекрутер просит кандидата написать ответ на какой-то вопрос в форме эссе. В таком тестовом задании можно увидеть очень многое: как человек пишет, грамотно ли это делает, насколько хорошо умеет излагать мысли.
Ведь именно такие люди (специалисты по продажам, работе с клиентами, PR и т.п.) часто являются представителями компании. А если сама организация претендует на то, что она обладает экспертизой в какой-то области, что представляет лучший продукт, лучшую услугу, то в такой компании должны работать только лучшие специалисты. Работать настоящие профессионалы, а не те люди, кто будет постоянным предметом насмешек. Ведь на ляпы, ошибки в переписке или переговорах обращают внимание многие: смеются и думают о том, с кем это они вообще ведут переговоры, что же это за уровень такой…

Насколько важна грамотность в резюме? Будете ли вы отказывать кандидату, если он идеально подходит по опыту работы и компетенциям, но резюме составлено с чудовищными ошибками?

ЮЛ: Могу сказать так: только по этому критерию отказывать не будут. Но, с другой стороны, на грамотность в резюме надо обращать внимание. Приведу пример. Вы зашли в магазин, где продают костюмы. Посмотрели один костюм, второй. Видите, что первый вроде бы хороший, но строчка у него какая-то кривая. Подходите к другим костюмам, а они безупречны: и со строчками все здорово, и сидят идеально. Конечно, вы возьмете тот, что с прямой строчкой.
Аналогично и с резюме. Рекрутер просматривает большое количество резюме. И если ваше среди других окажется единственным с ошибками, то оно потеряет баллы. Да, резюме хорошее. Да, вы обладаете необходимым опытом. А вот в других резюме и опыт хороший, и ошибок нет. И если ваше резюме будет только двадцатым (и при этом оно с грубыми ошибками), а предыдущие девятнадцать резюме составлены грамотно — то, вероятнее всего, вам не позвонят.

И все-таки каким профессионалам стоит обратить особенное внимание на развитие культуры речи и грамотности, если они хотят построить успешную карьеру?

ЮЛ: Если профессия, которую вы выбрали, подразумевает большое количество переписок и деловых писем, презентаций и переговоров, то очень важно заняться своей грамотностью. Обратиться к специалистам, брать уроки. Кто-то на это может возразить: обучение стоит денег. Да, стоит. Но не тех средств, что помогут занять ту позицию и зарабатывать те деньги, к которым вы стремитесь.
Допустив какую-то ошибку или проведя провальную презентацию, вы не сможете занять то место в компании, о котором мечтали. А причина только в том, что вы когда-то сэкономили небольшую сумму денег, отказавшись от обучения.

Юля, поделитесь, пожалуйста, примером из своей практики, иллюстрирующим то, как для профессионала важно быть грамотным?

ЮЛ: Помню один случай. Был специалист у меня на интервью, который отлично подготовил резюме: оно было идеально составлено. Встреча прошла, после чего все ушли «подумать». В принципе кандидат произвел хорошее впечатление, и со стороны компании была готовность допускать к следующему этапу интервью. При этом были и другие достаточно серьезные кандидаты. А потом произошло следующее. Кандидат отправил СМС-сообщение. Не очень помню содержание (или благодарность о прошедшей встрече, или уточнение о времени следующего интервью), но сообщение было с ошибками. Точно помню одну: кандидат написал «вряТ ли» и какую-то другую ошибку. Это критично для сообщения длиной в четыре строчки. В итоге повторного интервью так и не состоялось. Никто не раскрывал карт, почему человеку было отказано. При этом продолжали рассматривать других кандидатов.
Все-таки то была управляющая позиция: должность руководителя, у кого в подчинении должны были быть другие люди. И нужен был человек с большой долей ответственности, готовый к бесконечным переговорам, перепискам с разными инстанциями. Поэтому не стали рисковать. Подумали, что есть другие кандидаты, которые не допускают ошибок в переписке.

Да, важно взять на заметку каждому профессионалу. И в заключении дайте, пожалуйста, несколько советов о том, как лучше подготовить свою речь (рассказ о себе) и успешно пройти собеседование.

ЮЛ: Говорите на языке бизнеса. Вот моя основная рекомендация. Выстраивайте свою презентацию исходя из того, чем вы можете помочь бизнесу и какие успешные решения у вас уже были в других компаниях. Особенно это важно, если вы идете на собеседование непосредственно с руководителем (отдела, компании). В этом случае у вас есть не больше трех минут, чтобы убедить этого человека тратить на вас свое дальнейшее время. Нередко я была свидетельницей ситуаций, когда руководитель очень крупной компании, он же собственник, принимал решение буквально за одну минуту. Так, к нему заходит человек, начинает говорить, а руководитель говорит: «В принципе все понятно. Спасибо. Если что, то мы с вами свяжемся».
Поэтому когда вы будете готовить рассказ о себе, вам надо представить себя в роли начальника, с которым вы будете встречаться на собеседовании. И как руководитель задумайтесь: какой специалист решит вашу боль, какой человек достигнет плановых показателей вашего отдела, с какими знаниями и опытом должен прийти в компанию профессионал, чтобы суметь решить проблемы компании. Ответы на эти вопросы лягут в основу вашей самопрезентации.
За более чем 10 лет практики я провела очень много собеседований, встречала множество людей. И когда вижу человека, который великолепно говорит, грамотно и умело пользуется родной речью, то невольно задаю ему вопрос – где так научился. В основном такие люди отвечают, что много читают и постоянно общаются с другими людьми.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ