Умение презентовать и представлять себя – качество, необходимое для каждого профессионала. Выступление на мероприятии, проведение переговоров с партнерами или встречи с командой, рассказ о себе на собеседовании – эти и другие моменты требуют собранности, уверенности в себе и своих силах и знаний элементарных правил самопрезентации. И здесь важны не только внешний антураж и образ. Необходимо быть и вести себя как профессионал, демонстрировать грамотность устной речи и ораторское мастерство.
Есть несколько важных моментов, о которых вы могли никогда не задумываться. Но именно они являются необходимыми атрибутами успешной самопрезентации и формирования вашего имиджа настоящего профессионала:
Заряжайтесь. Случаются ситуации, которые могут поставить вас в неудобное положение. Например, прямо во время вашего выступления, когда в помещении тишина, все внимательно слушают вас, раздается урчание вашего желудка. Можно принимать это с юмором и улыбнуться. Можно засмеяться, показывая всем, что вы не смущены. Но это не профессионально. Именно поэтому перед презентацией, собеседованием или любой другой встречей важно подумать о своем организме. Обед до вашего выступления не только зарядит энергией, но и поможет исключить неприятные моменты с голодным желудком.
Проверяйте все атрибуты. Перед выступлением важно задуматься о том, что может потребоваться вам для успешной презентации. Если вы выступаете на сцене и во время устной речи вам необходима вода или кофе, не используйте термосы или одноразовые стаканчики. Убедитесь, что для вас подготовлены чистый стакан, чашка и соответствующие приборы. Бумажный стаканчик из соседнего кафе в руках спикера портит общее впечатление о выступающем.
Если для выступления вам нужны доска, компьютер или дополнительные материалы, проверьте, что все работает и выглядит надлежащим образом: доска чистая, маркеры пишут, материалы правильно скреплены. Любая техническая случайность (презентация не транслируется, маркер не пишет, доска грязная) или неаккуратность материалов не добавят положительных оценок со стороны слушателей. Каким бы блестящим спикером вы не являлись, невнимательность при организации выступления может негативно отразиться на общем впечатлении о вас.
Разогревайтесь. Это важно не только для спортсменов, которые разогреваются перед тренировкой или марафоном. Стимулировать тонус мышц необходимо и перед выступлением. Если вы торопитесь на собрание или на собеседование, но ваши мышцы не подготовлены (не разогреты, не расслаблены), это может повлиять на успех вашего выступления. Перед важным событием, на котором вам необходимо презентовать себя или говорить речь, постарайтесь размять и разогреть мышцы (рук, ног, кистей рук, шеи, спины). После разминки вы почувствуете, как уходит напряженность, появляется легкость в теле. Это поможет сделать ваше выступление более комфортным для вас. Кстати, это касается и голоса, который тоже необходимо разогревать перед выступлением.
Грамотность. Мы уже говорили о том, как важна грамотность кандидата на собеседовании или презентация, составленная корректно и без ошибок. Даже если вы ошибетесь устно во время разговора с интервьюером на собеседовании или произнесете какое-то слово неправильно во время своего выступления — это не так страшно. Но ошибки в тексте резюме или презентации недопустимы для настоящего профессионала. И если вы хотите продолжать им быть, но сомневаетесь в грамотности своих работ, – обратитесь за помощью. Попросите коллегу или профессионального лингвиста проверить ваше резюме или презентацию, проработайте вместе качество текста. Грамотность письменной речи — залог успеха.
Нет телефону. Это странно, но многие до сих пор не выключают звук мобильного во время встреч, переговоров, выступлений или даже собеседования. Ваши слушатели не обязаны знать, как много людей вам звонит и пишет. Старайтесь придерживаться культуры делового общения. Признак крайнего непрофессионализма – прерывать беседу, свою речь и отвечать на звонок или СМС. Конечно, есть исключительные (форс-мажорные) ситуации, которые требуют вашего внимания. В этом случае попросите прощения у вашего собеседника или слушателей и коротко объясните, что случилось.
Познакомьтесь. Перед началом любого выступления следует узнать, с кем вы будете общаться или перед кем будете выступать. Подготовьтесь ко встрече, выступлению заранее. Так, если на мероприятии присутствуют представители разных компаний (узнайте каких), будьте осторожны в высказываниях: например, при упоминании конкурентов тех, кто вас слушает. Или перед собеседованием узнайте больше о компании, куда вы хотите попасть, и ее команде.
Эти несложные правила помогут вам завоевать доверие аудитории, расположить к себе и сформировать о вас мнение как о настоящем профессионале. Не стоит забывать и о таком важном моменте, как юмор: он работает всегда и помогает завоевывать любовь публики. Но и здесь важно не перегнуть палку: не переигрывайте и не рискуйте излишне своей репутацией профессионала, чтобы не показаться клоуном. Во всем необходимо соблюдать баланс.
© «ЖиШи»