Специально для портала «Поступи Онлайн» наш редактор Юлия Денесюк подготовила материал, который мы публикуем на страницах «ЖиШи».

 

Говорят, что дети не слушают, но смотрят на нас. То есть наблюдают не за словами, а за действиями. Именно это и мотивирует детей: внимание и поддержка родителей, их дела и поступки. Если вы хотите помочь ребенку — меньше говорите и критикуйте, а больше вдохновляйте и… действуйте.
Школьник среднего класса, выпускник или студент – мотивация учиться нужна каждому. Но это вещь непостоянная. Если не поддерживать вдохновение — можно потерять его навсегда.
Желание учиться, узнавать новое и развиваться – бесценное качество, необходимое для каждого человека, кто хочет добиться успеха. Взрослому легче искать новые стимулы и справляться с «творческими кризисами». Тогда как детям это делать сложнее: в силу небольшого жизненного опыта, не полностью сформированного мировоззрения, неустойчивости вкусов и желаний. Но именно родители являются теми незаменимыми наставниками, которые могут вернуть ребенку мотивацию учиться новому и желание идти дальше.

Покажите ценность того, что делает ребенок (постигает новое, учится). Так он станет работать с бóльшим вдохновением и вовлеченностью. Чаще поощряйте похвалой, подчеркивая, что вы восхищаетесь его целеустремленностью. Это не значит, что хвалить надо безостановочно или только за результаты. Выберите золотую середину. Лучше поддержать ребенка в его стремлении к достижению цели, чем хвалить только за сам результат. Поверьте, дети более отзывчивы и благодарны, когда чувствуют вашу поддержку на протяжении всего пути, а не сражаются за право получить награду (вашу похвалу) только в финале.
Кстати, вовлеченность можно и нужно развивать. Предложите ребенку чередовать умственный труд с другой деятельностью: помочь вам по дому, сделать что-то своими руками, заняться творчеством, почитать любимую книжку, сходить в кино. Да-да, именно так ребенок отдыхает и восстанавливает силы, что повышает желание продолжать заниматься. Стимулируйте детей комбинировать интеллектуальную работу с любой другой. Так растет их вовлеченность.

Учите ребенка ставить цели. Этот навык поможет ему и в учебе, когда он станет уже студентом, и во взрослой жизни, когда профессиональная деятельность будет ежедневно бросать вызовы. Стимулировать ребенка ставить верные цели и делать это правильно – значит, помочь ему добиться успеха в будущем. Возьмите за основу известную систему «СМАРТ». Так любая цель (если вы действительно хотите ее достичь) формулируется относительно пяти критериев: она должна быть конкретной, достижимой, измеримой (можно оценить результат), актуальной (так ли вам это нужно на самом деле) и ограниченной во времени (с установленным сроком выполнения). Не обязательно ждать, когда ребенок пойдет на свою первую работу, где его и научат этому инструменту. Если вы еще не использовали этот метод сами – практикуйтесь и учите ребенка.
Вместе с этим полезен и другой момент. Научиться ставить цели – это только 50% успеха. Важно уметь и достигать их. Скажем, ваш сын мечтает поступить в конкретный вуз и/или попасть на работу в международную компанию. Помогите разделить путь достижения к этой цели на несколько этапов. Большие цели надо разбивать на маленькие: например, начать с того, чтобы получить высокую оценку в четверти по конкретному предмету (потому что именно этот предмет или направление станет ключевым при поступлении в вуз или получении должности в компании мечты). Отмечайте вместе с ребенком любое такое достижение, ведь каждый раз это маленькая победа.

Всем нам приятно внимание. Но особенно сильно на это реагируют дети: они очень чувствительны к тому интересу, который вы проявляете к их жизни, делам и достижениям. Чаще показывайте свою заинтересованность в каком-то предмете, с которым ребенок разбирается в данный момент, помогайте в решении какой-нибудь дилеммы или вопроса. Дискутируйте с ребенком на темы, которые он проходит в школе или сталкивается в повседневной жизни. А лучше – сделайте ребенка главным! Пусть хотя бы на час не вы, а он выступит в роли учителя.
Наш мир меняется с такой скоростью, что иногда мы не успеваем догнать его. Так, те правила и инструменты, которым нас учили в школе, вузе, в профессиональной жизни, уже не эффективны сейчас (или работают по-другому). Мир изменился и вместе изменились и люди. Наши дети – это уже новое поколение с иным мышлением и другими взглядами на жизнь. И ваш ребенок уже знает то, о чем вы никогда не слышали. Предложите ему научить вас! Рассказать, показать то новое и интересное, что он открыл в школе.

Конечно, учить ребенка должны и вы. Используйте свои знания, опыт и жизненную мудрость, чтобы поделиться с детьми тем, что будет им полезно и одновременно интересно. Мы лучше запоминаем и глубже впитываем ту информацию, которая нас задевает, волнует, впечатляет. Так устроен человеческий мозг. Так работает человеческая психика. Именно поэтому мотивировать ребенка легче через эмоции и желания. Обсудите с ним будущее: что ребенку будет важно иметь, делать, кем быть. Что необходимо уметь и знать, чтобы прийти к этому. Расскажите свою историю или ситуацию от общих знакомых: как что-то, чему научили в школе, помогло справиться с конкретной жизненной ситуацией.
Когда дети не верят в важность того, что учат или делают, то часто задают вопросы: «Понадобится ли мне это в жизни?», «Зачем мне это?». В ваших силах показать, как то новое, чему учится ребенок в школе, работает в реальной жизни и на примере реальных людей.
Зачем учиться? Чтобы находить друзей и уметь общаться с разными людьми. Чтобы добиваться любых целей. Чтобы быть финансово успешным. Наконец, чтобы просто узнавать удивительный мир, который вокруг нас.

Можно мотивировать ребенка стимулами. И не обязательно материальными. Как у взрослых профессионалов, так и у детей складывается свой список приоритетов. Для одних мотиватором является искренний интерес к новому, к решению интересных и сложных задач. Таких детей вдохновляет возможность ответить на вызов (смогу или нет) или поддержка со стороны (например, вера, гордость и восхищение родителя). Другим детям интересно получить какое-то преимущество или вознаграждение. Например, поход в кино по пятницам или вкусная пицца на дом. В этом случае важно стимулировать ребенка, чтобы он действительно постарался выполнить задание, чтобы после получить награду. Третьих мотивируют эмоции. И, к сожалению, не всегда позитивные. Например, страх провала и нежелание упасть лицом в грязь. В этом случае высоких результатов ждать не стоит: ребенок делает только обязательный минимум, а на более серьезные шаги не решается. Значит, надо работать со страхами ребенка, чтобы менять его мотивы.

Независимо от выбранного способа мотивации, важно всегда прислушиваться к ребенку и его желаниям. Это не о том, чтобы потакать во всем и всегда соглашаться. Но значит научить ребенка выбирать то, что делает его по-настоящему счастливым.
Современные дети – дети уже из другого мира. Из мира свободного мышления и самовыражения. Дайте ребенку чуточку больше свободы. Ему нужна ваша поддержка, которая мотивирует, ваша гордость за него, которая вдохновляет.

Источник: «Поступи Онлайн»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ