Как культура устной и письменной речи влияет на репутацию и успех

Излагать свои мысли легко и красиво, формулировать идеи так, чтобы вас понимали, грамотно говорить и писать – навыки, необходимые сейчас каждому профессионалу. Если раньше эти качества считались прерогативой специалистов определенных сфер, то в наше время умение пользоваться родным языком почти на профессиональном уровне необходимо любому, кто хочет добиться успеха в карьере и бизнесе. Независимо от области деятельности, профессии, специализации и даже уровня занимаемой должности, оттачивать мастерство оратора, развивать свою культуру письменной и устной речи важно каждому. Об этом мы поговорили в рамках интервью с экспертом «ЖиШи» — Викторией Шилкиной, клиническим психологом, юристом, издателем и главным редактором книжных проектов «Библиотека Генерального Директора» и «Библиотека КнигиКратко», руководителем образовательного проекта «Международная Академия Развития», автором книжного блога Books-for-you.ru.

Виктория, как, по Вашему мнению, умение грамотно говорить и правильно излагать мысли влияет на репутацию человека, на его карьеру, работу, бизнес?

ВШ: Грамотная речь, как визитная карточка, влияет на первое впечатление, которое вы производите на людей. Оно, как известно, формируется быстро и надолго: пренебрегать этим не нужно. Если говорить о профессиональной репутации, то тут одной грамотной речи недостаточно. Важно не только, как вы говорите, но и что. На карьеру и бизнес влияет умение понять, что нужно вашей аудитории, и донести до нее это. Я бы не стала использовать словосочетание «правильно излагать свои мысли». Правильно — это как? Тут нет единых критериев. Главное, на мой взгляд, чтобы эти мысли у человека в принципе были. Чтобы ему было, чем делиться, что сказать. И, конечно, умение донести до слушателей и читателей свои идеи так, чтобы было понятно, интересно и полезно.

Да, именно об этом мы и говорим: правильно излагать мысли, то есть грамотно и умело – так, чтобы вас поняли другие люди и поняли верно. Как это умение влияет на профессиональную деятельность человека?

ВШ: Напрямую влияет. Умение выразить свою мысль так, чтобы собеседник не только понял, но и принял ее – определяющий навык для карьеры, репутации, успешной профессиональной деятельности. Переоценить его сложно. От того, как вы им владеете, зависит, сможете ли вы выстроить успешные деловые отношения с партнерами, клиентами, руководством, коллегами, подчиненными. Люди, которые обладают этим навыком, в итоге выигрывают у тех, кто, может быть, даже профессиональнее их, но имеет сложности в общении. Не зря говорят, что, например, для руководителей эмоциональный интеллект (EQ) важнее IQ.

Насколько важны умение пользоваться русским языком и грамотность (устная, письменная) для бизнесмена, руководителя компании? Считается, что каждый должен заниматься своим делом. И, кажется, что для управленца не столь важно уметь писать тексты и быть исключительно грамотным: ведь здесь поможет подчиненный или коллега, который уже обладает данными компетенциями.

ВШ: Сегодня навык писать тексты стал универсальным. Он важен для любой деятельности. Мы живем в такое интересное время, когда каждый может собрать в Сети большую аудиторию. Раньше это было доступно только издательствам и телевизионным компаниям. Сейчас такая возможность есть у каждого — только не ленись. Мир онлайн стал не менее важным, чем мир офлайн. Теперь профессионал из любой области может заявить о себе через разные каналы: соцсети, блоги, группы и т.д. Мне кажется, не нужно пренебрегать такой возможностью. Это своего рода ваша подушка безопасности. Если вас знают и вам доверяют, то у вас больше шансов найти ту работу, которую вы хотите.
Авторы книги «Твоя бизнес-модель» пишут, что это большая ошибка, когда люди годами работают на своих должностях, но о том, какие они профессионалы, знают только непосредственный начальник и коллеги по отделу. Согласна с этим. Я за грамотное развитие личного бренда. И вот тут хорошая речь и умение излагать свои мысли письменно крайне необходимы. И неважно, чем вы занимаетесь и какая у вас должность.
Но вернемся к руководителям компаний. Генеральный директор — лицо компании. Он представляет ее во внешнем мире. Это одна из тех функций, которую руководитель не может делегировать. Он несет ответственность и за бренд компании, и за свой личный бренд. Они во многом взаимосвязаны. Понятно, что без грамотной устной и письменной речи достойно выполнять эти функции не получится. Придется учиться. Но оно того стоит — время и деньги, которые вы на это потратите, окупятся сполна.

На Ваш взгляд, насколько высокий уровень культуры речи, грамоты разговорного и письменного языка у представителей российского бизнеса, руководителей, предпринимателей? Много ли по-настоящему грамотных топ-менеджеров в России?

ВШ: У меня не настолько большая выборка, чтобы делать выводы в масштабах страны. Но могу сказать, что сейчас руководители уделяют больше внимания своей устной и письменной речи, чем еще несколько лет назад. И это заметно и на конференциях, и по переписке. Постепенно российские топ-менеджеры начинают понимать, какую пользу приносит личный бренд, стараются восполнить пробелы в своих знаниях и приобрести необходимые навыки.

Случались ли в Вашей практике ситуации, когда возникало непонимание, не складывалось общение с ньюсмейкером, спикером? Например, из-за его неумения пользоваться русской речью либо незнания правил делового общения.

ВШ: Непонимание сейчас всё чаще возникает из-за того, что речь спикера перенасыщена разными терминами, сокращениями, аббревиатурами, иностранными словами, заимствованиями. Вроде человек говорит по-русски, но ничего непонятно. Это происходит во многом потому, что языки сейчас всё больше делятся не по географической и национальной принадлежности, а по социальной и профессиональной. Компьютерщики, говорящие на разных языках, лучше друг друга поймут, чем, например, художник и физик, говорящие на одном языке — так много стало появляться общей профессиональной лексики. Именно поэтому важно расшифровывать все термины, сокращения и аббревиатуры, которые вы используете в своих текстах и своих выступлениях. Даже если вы выступаете перед своими, всегда найдутся те, кто что-то не поймет. И таких людей будет больше, чем вы предполагаете.

А неожиданные моменты со спикерами случались?

ВШ: Бывали ситуации, когда спикер от волнения забывал текст своего выступления, стоял и не знал, что делать дальше. И нужно было как-то спасать положение. Поэтому сейчас я всем советую (и сама так делаю) продумывать заранее, что вы скажете или сделаете, попав в такую ситуацию. Здесь важно не зависать в тревоге, что все пропало, а направить энергию на восстановление того, что забыли. Вы можете сказать: «Минуточку, я отвлекся, давайте вернемся к основной теме. Мне нужно посмотреть мой материал». А затем берете свои записи и шпаргалки и просматриваете, какой момент забыли, или начинаете с другого тезиса.

Полезная рекомендация для каждого. И все-таки. Как занятому топ-менеджеру, руководителю компании найти физические и временные ресурсы для повышения уровня знаний в области письменных и устных коммуникаций? Ведь это необходимо для каждого профессионала: как минимум для того, чтобы грамотно сформулировать фразу перед аудиторией, поставить задачу подчиненному, отправить письмо партнеру.

ВШ: Больше читать и тренироваться. Иного пути, на мой взгляд, не существует. Нет времени читать художественную литературу — читайте профессиональную. Совместите приятное с полезным. Но лучше все-таки и ту, и другую. Так вы наработаете необходимый словарный запас, улучшите стилистику, увеличите вариабельность речи. Книги дают еще один важный бонус — будят собственную мысль. Как я уже говорила: вас будет интересно читать и слушать, если вам есть, что рассказать по теме, важной для вашей аудитории. Вы, наверно, обращали внимание, что когда рассказываете своим коллегам, знакомым, друзьям о том, что вас увлекает, что вам интересно, то слова находятся как бы сами собой. Вы входите в состояние подъема, которое передается слушателем, и вам легче до них достучаться. А если вы еще при этом грамотно говорите, то доверие к вам и к вашим идеям увеличивается в разы.

Какие книги, литературу, мероприятия, активности Вы бы посоветовали для развития культуры речи, повышения грамотности?

ВШ: Я всегда обращаю внимание людей, которые хотят повысить культуру речи, на качественную художественную литературу. Без этого, увы, никак. Необязательно выбирать для чтения только классику. Сейчас много отличных современных романов.
Из профессиональной литературы для устной речи я бы рекомендовала книги: «TED TALKS: слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступлениям» Криса Андерсона, «Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация» Сары Ллойд-Хьюз, «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» Джеймса Хьюмса и «Как говорить, чтобы вас слушали» Майкла Клейтона.
Если вы хотите улучшить свою письменную речь, то есть целый список толковых книг для этого.

И в качестве резюме, Виктория, пожалуйста, поделитесь рекомендациями для всех профессионалов, кто стремится к высокому уровню культуры речи и грамотности — как письменной, так и устной.

ВШ: Поскольку письменная и устная речь отличаются друг от друга, общим советом тут, на мой взгляд, может быть только чтение художественной и профессиональной литературы.
Если говорить о публичных выступлениях, то тут я бы рекомендовала прежде всего сосредоточиться на том, что вы хотите донести. Для этого вначале, до своего выступления, определите его цель. Это даст вам возможность, постоянно держась за нее, перестать думать о том, как вы выглядите, правильно ли вы подготовились, хорошо ли вы говорите, все ли у вас в порядке с одеждой, прической, как к вам относится аудитория и т.д. Это очень важный момент — когда перед выходом на публику вы переносите внимание с себя на тему своего выступления и на зрителей, уровень вашего волнения снижается и вам легче выступать.
Чтобы вам было еще спокойнее, выучите начало и конец своего выступления. Тогда легче будет начать, а в конце вы сможете быстро перейти к выводам. Целиком выступление заучивать не надо. Лучше проговорите его дома много раз. Чем больше вы повторите свою речь, тем увереннее будете. Когда вы повторяете свою речь много раз, количество переходит в качество — вы накидываете в свой багаж разные варианты, которыми можете выразить одну и ту же мысль. Это отличная тренировка, развивающая речь.
И о письменной речи. Тут крайне важна практика. Сейчас много всяких курсов, семинаров, вебинаров, марафонов, где отрабатывают навыки написания текстов. Я вам открою один маленький секрет, как можно сразу же сделать текст более понятным и легким для чтения. Когда 15 лет назад я после юридической практики начинала свою карьеру журналиста, этот совет мне очень помог. Не начинайте предложения со слов «В целях», «В соответствии», «На основании», «Во избежание», «Путем», потому что после этих слов часто идут отглагольные существительные, и вся эта конструкция превращает ваш текст в какой-то официальный документ, например «путем осуществления…», «в целях обнаружения….» и т.д. Лучше начинайте предложения со слов «Когда», «Если», «Чтобы». Попробуйте и вы увидите, что это работает. Удачи вам!

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ