Умение общаться с другими людьми и постоянное совершенствование своих коммуникативных навыков помогают человеку завоевывать любовь и уважение других, добиваться успехов.
Любые отношения основываются на общении. А умение коммуницировать с окружающими, грамотно и красиво говорить не только помогают создавать благоприятное впечатление о вас. Хорошие коммуникативные навыки делают человека более привлекательным и интересным в глазах других людей.
Так что делать, если вы хотите улучшить свои навыки общения и взаимодействия с окружающими?

Общение — это дорога с двусторонним движением. Поэтому важно уметь не только красиво говорить, но и слушать и слышать собеседника. И более ценно именно второе: умение слышать предполагает концентрацию внимания на том, о чем говорит другой человек, желание его понять. Если вы продемонстрируете это в разговоре, собеседники оценят. Ведь каждый хочет, чтобы его не только услышали, но и поняли.
Во время беседы всегда внимательно слушайте, не прерывая и не перебивая говорящего. Показывайте свой интерес к разговору движениями (например, кивком головы) или короткими комментариями («Да…». «Конечно…», «Безусловно…»). Поддерживайте беседу, давая короткие выдержки из того, что только что сказал ваш собеседник. Задавайте больше вопросов по теме, на которую он говорит. Это называется «активным слушанием».

Во время беседы избегайте внешних отвлекающих моментов — например, мобильного телефона. Выключите и закройте все, что может переключить ваше внимание с собеседника. Так вы продемонстрируете, насколько глубоко заинтересованы в разговоре с человеком.
Старайтесь не забывать о языке тела. Избегайте движений, мимики и жестов, которые могут негативно повлиять на течение беседы или быть неправильно интерпретированы собеседником: постукивание ногой, избегание зрительного контакта, скрещивание рук на груди. Поэтому используйте открытые жесты, чаще смотрите собеседнику в глаза, улыбайтесь (когда это приемлемо). Все это покажет, насколько вы заинтересованы в том, о чем говорит другой человек.

Чаще задавайте вопросы. Искреннее любопытство и интерес — ключ к завоеванию доверия. Спрашивайте так, чтобы показать, насколько внимательно вы слушали. Или используйте полезный в этом случае инструмент — парафразы. Что это значит? Упростите и адаптируйте, сократите и выразите мысль собеседника своими словами. А после этого задайте вопрос. Человек оценит это.
Задавайте четкие и прозрачные вопросы, например: что вдохновило человека совершить это, какая у него настоящая цель и т.п. Глубокие и существенные вопросы рождают такие же ответы.

Говорите о чем-то полезном и ценном для собеседника. Например, о проблеме или сложном вопросе, волнующем вашего клиента, партнера или коллегу. Или готовясь к презентации проекта перед аудиторией. Особенно это важно для тех, кто еще не чувствует достаточной уверенности в себе и своих коммуникативных способностях. В этом случае лучше заранее подготовиться к разговору — выяснить, что интересует или заботит вашего собеседника. То есть подумать о том, что он хотел бы узнать от вас.

Никогда не перебивайте другого человека. Не стоит заканчивать за него его же слова. Да, случается, что собеседник может во время разговора запнуться, ошибиться, остановиться, вспоминая что-то. В такие моменты хочется подсказать или поправить человека. Но лучше сдержать себя и дать ему шанс самостоятельно закончить. Вам кажется, что вы помогаете, но это далеко не так. Ведь так вы можете задеть или обидеть человека.
Старайтесь именно беседовать, не спорить. Допускайте, что всегда есть разные мнения и точки зрения. Никогда не судите, не критикуйте, не поучайте. Уважайте чужую позицию, личное пространство и право на свое мнение. В этом также помогает ваша уверенность в себе: она должна основываться как на самоуважении, так и на уважении к окружающим.
Вместе с этим контролируйте себя, когда слышите критику или несогласие со стороны собеседника. Не надо злиться и начинать спорить. Лучше задумайтесь о том, как исправить ситуацию: как поменять мнение другого человека в вашу пользу или найти «золотую середину».

Сохраняйте спокойствие несмотря ни на что. Когда человек находится в стрессовой ситуации (например, выступает перед большой аудиторией или отчитывается в кабинете босса), то начинает волноваться. У каждого это выражается по-своему: кто-то мямлит, другой начинает много и быстро говорить (к тому же ни о чем и не по существу), третий ничего не может сказать вовсе. Но если удается взять себя в руки и сосредоточиться, вы начинаете говорить спокойно и смело высказывать свои мысли. Так вы точно не скажете ничего, о чем можете позже пожалеть.
Если вы волнуетесь или напряжены, перед началом разговора сделайте глубокий вздох. Здесь также помогает предварительная подготовка: вы будете чувствовать себя увереннее и более спокойно, если подумайте о своих словах собеседнику накануне разговора.

Улыбайтесь. Это самый эффективный способ расположить к себе другого человека и завоевать его доверие. Улыбка демонстрирует вашу уверенность в себе и доверительное отношение к собеседнику.

Это общие правила, которых важно придерживаться, если вы стремитесь совершенствовать свои коммуникативные навыки и планируете добиваться успеха с помощью умения общаться с окружающими. Но есть еще несколько рекомендаций, которые помогут в этом:

  • Будьте искренне заинтересованы в собеседнике. Во время разговора старайтесь узнать больше о другом человеке: мы привлекаем внимание тех людей, к кому мы сами проявляем интерес.
  • Во время разговора фокусируйтесь только на позитиве. Делайте выбор в пользу добрых и позитивных тем для беседы и избегайте негатива.
  • Будьте честны с самим собой. Не играйте и не старайтесь изобразить того, кем не являетесь. Старайтесь открыто и честно высказывать именно свою позицию, а не мнение другого человека.
  • Поощряйте собеседников проявлять свои лучшие качества — быть честными и открытыми с вами.
  • Никогда не доминируйте в разговоре. Но и не сдерживайтесь, когда хочется высказать свою позицию или подчеркнуть свои знания. Держитесь на равных, как партнер — на основе принципа «50/50».
  • Давайте шанс каждому человеку — доказать свою точку зрения, правоту, позицию. Допустите, что другой человек может оказаться прав, а вы ошибаетесь.

Умение общаться и развитые коммуникативные навыки помогают нам строить отношения с другими людьми, добиваться своих целей. Это значит — создавать жизнь, к которой мы стремимся.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ