Говорить с ребенком на одном языке. Чтобы понимать друг друга. Чтобы помогать и поддерживать его. Чтобы он лучше и легче справлялся с препятствиями, которые встречаются в жизни. Многие родители стремятся к этому, но не всегда это удается. Как избежать этого? Как заставить ребенка слушать и слышать вас? Как сделать так, чтобы вы всегда были «на одной волне»?
Здесь многое зависит от вас: от вашего настроя и настроения, от умения подобрать правильные слова, от способности оперировать своей речью грамотно и с умом.
Используйте эффективные слова — четкие и точные. Если вы будете отвечать общими фразами, то не добьетесь результата. Так вы не покажете своей искренней заинтересованности и заботы. Значит, не просто сказать «Спасибо», а объяснить ребенку, за что вы благодарны: почему вы его хвалите и считаете, что он молодец. Ведь ребенок и сам знает, что справился, но хочет услышать это именно от вас. И когда он получит похвалу, то точно захочет повторить результат.
В общении с ребенком старайтесь использовать максимально простые и короткие фразы. Если вы о чем-то просите или ставите ребенку задачу, разделите ее на несколько этапов. Не загружайте голову ребенка сразу. Например, не стоит говорить так: «Собери бумаги, положи их в эту коробку, отнеси в свою комнату и поставь на полку в шкаф». Лучше скажите: «Собери бумаги». Как только ребенок сделает это, попросите положить бумаги в коробку. И так далее поэтапно. Слишком сложные задачи могут привести к тому, что ребенок ошибется или вообще откажется что-то делать.
Ориентируйтесь на позитив. Конечно, ребенок не хочет услышать от вас выговор. Поэтому хвалите его каждый раз, когда он этого заслуживает. При этом отказывать в чем-то или отчитывать ребенка можно так, чтобы не говорить напрямую «Нет». Например:
- Вместо фразы «Перестань плакать» скажите: «Ты выглядишь расстроенным. Чем я могу помочь?».
- Вместо фразы «Никогда так не делай! Больше никакого рисования!» скажите: «Стены не для рисования. Рисовать лучше на бумаге».
- Вместо фразы «Ты мне не нравишься такой, как сейчас…» скажите: «Мне не нравится то, что ты говоришь / что ты делаешь сейчас…».
- Вместо фразы «Не говори так!» скажите: «Пожалуйста, используй другое слово».
- Вместо фразы «Я не слышу тебя!» скажите: «Пожалуйста, говори громче и четче».
- Вместо фразы «Меня не волнует, кто из вас это начал!» скажите: «Вы оба очень расстроены и обижены друг на друга. Почему бы вам не рассказать мне, что все-таки произошло?».
- Вместо фразы «Хорошо, я сама сделаю это…» скажите: «Давай сделаем это вместе?».
Особенно важно построить доверительные отношения с ребенком, когда он уже ходит в школу. Значит, не только спрашивать, как у него дела. В этом случае вас могут ограничить коротким «Нормально». Возьмите на заметку несколько вопросов, которые помогут вам «разговорить» ребенка и узнать, что действительно происходит в его жизни:
- Что ты кушал сегодня в школе на обед?
- Как была сегодня одета твоя учительница?
- Что было интересного, увлекательного и веселого на перемене?
- Кто в твоем классе самый интересный?
- Что самое трудное для тебя было сегодня?
- Кто тебя сегодня насмешил в школе? Был такой человек?
- Что ты делал на переменах?
- Что делает твоя учительница, если хочет, чтобы класс успокоился и начал ее слушать?
- Что тебе не понравилось на обеде в школе? Что бы ты точно не стал есть никогда?
- Расскажи, что нового ты сегодня узнал в школе? Какую-нибудь одну вещь, о чем ты услышал впервые.
- Назови двух твоих самых лучших друзей. Кто они?
- Сколько братьев и сестер у твоего друга, подруги?
- Если бы ты был учителем, чему бы ты стал учить класс?
- Что на уроках было скучным для тебя?
- Что лучше всего у тебя получилось сегодня на уроке?
- Если бы тебе разрешили сидеть в классе с тем, с кем хочется, кого бы ты выбрал?
Возьмите курс на позитив и доброжелательность в общении с ребенком. И тогда вам будет легче понимать друг друга. Так вы станете получать все больше и больше удовольствия от общения.
@«ЖиШи»