Социальные навыки мы используем ежедневно, чтобы взаимодействовать и общаться с другими людьми. Обычно к таким качествам относят вербальные и невербальные коммуникации, в том числе речь, мимику, язык тела и жесты. Хорошо развитые социальные навыки помогают человеку легче адаптироваться в любой ситуации, знакомиться с новыми людьми, продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Эти качества важны для создания и формирования дружеских отношений. И необходимо уметь использовать свои социальные навыки в разных ситуациях, будь это поиск новых друзей или решение конфликтных вопросов. Развитые социальные качества подразумевают эмпатию и умение понять чувства другого человека, сопереживать и сочувствовать.
Именно поэтому так важно развивать социальные навыки уже с детства:

  • Первый шаг – важно научить ребенка концентрации внимания. Развивайте способность малыша уделять определенное время выполнению только одной задачи без отвлечения на другие дела.
  • Развивайте коммуникативные навыки. Учите ребенка использовать все преимущества родного языка, чтобы выражать свои идеи, мысли, желания. Формируйте основы грамотности ребенка еще с детства. Больше читайте, общайтесь с малышом, чтобы развивать его речевой лексикон: так ребенку будет легче выражать свои мысли, используя разные слова.
  • Стимулируйте ребенка развивать другие коммуникативные навыки, не связанные непосредственно с речью: мимику, жесты, язык движений и тела, зрительный контакт.
  • Умение контролировать себя и выбирать поведение соответственно ситуации – важный навык для любого человека. И это качество необходимо развивать уже с детства. Сюда относится способность воспринимать, принимать, менять свои эмоции, управлять своим поведением, вниманием и уровнем активности относительно конкретного жизненного момента.
  • Развивайте логические навыки ребенка: умение находить причину, строить логические цепочки, планировать, структурировать информацию.

При этом можно определить, насколько успешно у ребенка развиваются социальные навыки. Так, могут быть сложности с поддержанием беседы, когда ребенок общается, например, в кругу семьи или с друзьями. Или он не понимает, что такое личное пространство: например, становится слишком близко к собеседнику. И наоборот – стоит очень далеко от того, с кем общается. Это означает, что ребенок не умеет пользоваться языком тела.
Другая сложность – незнание элементарных форм вежливого обращения и общения с другими людьми. А словам «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» малыш должен учиться еще с раннего детства. За формированием культуры устной речи необходимо следить с момента первых слов ребенка. Есть и другие аспекты, на которые маме необходимо обращать внимание и корректировать. Например, если обнаружит, что ребенок:

  • Не умеет начинать или заканчивать разговор, комментировать или поддерживать беседу.
  • Часто перебивает других.
  • Не способен формулировать правильные вопросы (соотносительно ситуации и теме разговора).
  • Демонстрирует отсутствие интереса к тому, что говорят другие люди, и пытается переводить разговор на тему интересную именно ему.
  • Не чувствует юмора, не понимает сарказма, шуток, метафор.
  • Сложно воспринимает разницу между интонацией и не понимает мимику и жесты других людей.
  • Изо всех сил пытается ответить «правильно», если его о чем-то спросили.
  • Не способен ответить на поддразнивание, гнев, злость, разочарование.
  • Показывает чрезмерную самоуверенность.
  • Не выказывает эмпатии по отношению к других людям и др.

В этих случаях необходимо уделить особенное внимание формированию навыков социального поведения малыша. Потому что такие негативные моменты могут отразиться на разных сферах жизни ребенка. Например, ему может быть сложно концентрировать внимание и воспринимать информацию, которую он получает из окружающего мира. Также ребенку может быть трудно воспринимать устные и письменные инструкции для выполнения домашних заданий, сложно использовать разговорный язык (нечеткость произношения, неумение пользоваться разными формами общения, включая мимику, жесты и др.), нелегко придерживаться каких-то норм поведения (например, ребенок отказывается посещать праздники, общаться с друзьями). Все это и многое другое является следствием неразвитых социальных навыков.

Но что могут сделать родители, чтобы предупредить эти моменты? Ведь развитые социальные навыки помогут ребенку: заводить новых друзей, легко общаться с незнакомыми людьми, понимать социальные проблемы, происходящие вокруг, справляться эмоционально с неудачами, чувствовать юмор, отличать сарказм и иронию от обычной речи и многое другое. Поэтому для родителей важно как можно раньше начинать делать следующие шаги:

  • Создайте условия (для развития социальных навыков ребенка).
  • Развивайте эмпатию малыша. Расскажите ребенку о том, как другие люди чувствуют себя в разных ситуациях. Приведите примеры.
  • Стимулируйте ребенка проявлять свои эмоции. Объясняйте ему, что они означают. Помогите ребенку находить похожие эмоции у окружающих людей.
  • Чаще играйте с ребенком: так вы развиваете его внимание, чувство сотрудничества.
  • Вовлекайте ребенка в общение со сверстниками.
  • Подготовьте инструкцию-памятку о правилах поведения в обществе. Нарисуйте красивый плакат или напишите правила цветными маркерами на доске. Такая инструкция может включать вопросы: как начать и заканчивать разговор, список вежливых слов («спасибо», «здравствуйте» и т.п.), как вести себя в конкретной ситуации и многое другое.
  • Ходите с ребенком на детские площадки, где он никого не знает. Стимулируйте его знакомиться с другими детьми, играть вместе.
  • Играйте в настольные игры. Так ребенок учится ждать своей очереди (своего хода) и передавать ход другому человеку, учится взаимодействовать с другими участниками игры. Кстати, настольные и другие виды игр развивают важное качество – умение проигрывать. Не надо постоянно подыгрывать ребенку: важно, чтобы он научился справляться с негативными эмоциями, которые могут возникать после проигрыша.

Это часть рекомендаций, которые помогут каждой маме в развитии социальных навыков ребенка. Но главный совет – будьте внимательнее, больше наблюдайте за поведением малыша, чаще общайтесь с ним и стимулируйте его самого к общению с окружающим миром.

@«ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ