Наш мозг развивается в течение всей жизни. Поэтому так важны новые знания, впечатления, новый опыт и постоянная практика. Независимо от того, изучение ли это специального предмета, чтение или просто поездка в незнакомое место, – любой новый опыт формирует нейронные связи. А это признак непрекращающейся работы мозга и его развития. Ведь нейронные связи способствуют передаче информации между разными областями головного мозга. Это, в свою очередь, стимулирует развитие всех важных функций – речи, памяти, механики тела.
Человеческий мозг насчитывает около 100 млрд нейронов – колоссальный потенциал, о котором мы часто забываем. Столько возможностей скрыто в нашем организме, которые мы не используем. И несмотря на то, что мозг развивается всю жизнь, расти он прекращает к 18 годам. Именно поэтому так важно заложить основы нейронных связей еще в детском возрасте.
Так, чтение мамы вслух стимулирует мозговую деятельность малыша. Вместе с этим ум ребенка развивается и в процессе получения новых знаний и опыта: новая игрушка, новое движение, новый человек. Одним из таких важных процессов является развитие в раннем детстве навыков письма. Но для этого сначала необходимо сформировать основу:
- Развивать ловкость и силу кисти и пальцев руки ребенка;
- Стимулировать умение правильно держать карандаш, ручку;
- Развивать координацию рук (например, ловить мячики или бабочек);
- Укреплять верхнюю часть тела ребенка (стимулировать делать движения, выполнять легкие спортивные упражнения);
- Развивать умение держать в руках и пользоваться разными предметами (например, расческу), в том числе носить их, переставлять и др.;
- Стимулировать развитие пальцев (например, показывать круг, держать двумя пальцами легкий предмет и т.п.);
- Развивать визуальное восприятие окружающего мира и конкретных предметов.
Если обращать внимание на все эти моменты сразу, вы поможете ребенку в развитии механики тела и навыков письма. Это подстегивает очень важные зоны головного мозга. Так, написание букв, слов и целых писем помогает ребенку в умении осваивать письменную информацию – что облегчает процесс обучения чтению. Способность пользоваться карандашом или ручкой, письмо стимулируют развитие особенной области мозга — префронтального кортекса. Он отвечает за внимание, моторику и память, которые играют главную роль в таких мыслительных процессах, как планирование, принятие решений, координация своего поведения, взаимодействие с окружающими.
Развивая навыки письма ребенка, не забывайте и о качестве самого процесса. Скорость и четкость письма – основополагающие элементы для того, чтобы уже взрослый человек успешно справлялся с письменной речью. Так, плохо и слабо развитые умения нередко формируют низкую мотивацию и заниженную самооценку, неуверенность в своих способностях. Но когда базовые навыки (включая навыки письма) сформированы и доведены до автоматизма, мозг может концентрироваться на развитии более сложных умений и способностей.
@«ЖиШи»