Хорошие «побочные эффекты» скорочтения

В цифровой век, когда все меняется с космической скоростью, у многих не хватает времени на простые житейские вещи. Что уж говорить о личном развитии или чтении книг? В этом смысле каждый находит свое решение. Кто-то переходит на электронное чтение или сокращенные версии бумажных произведений. Другие используют инструменты тайм-менеджмента и планируют свой график так, чтобы вытягивать хотя бы полчаса в день на чтение. А есть те, кто развивает навыки скорочтения – метода, помогающего быстрее осваивать тексты, экономя при этом много времени.
О популярной в наше время методике скорочтения мы поговорили с экспертом «ЖиШи» — Надеждой Хлебниковой, логопедом и ведущим преподавателем онлайн-школы FamilyStar.online.

Читать книги необходимо не только в процессе обучения, когда ты школьник или студент. Мы развиваемся в течение всей жизни. И чтобы сохранить мозг в тонусе, добиться личного и профессионального успеха, необходимо много читать. Но на это не всегда хватает времени и сил. Надежда, как в данном случае помогает скорочтение?

НХ: Ответ, думаю, очевиден для всех. Если человек читает быстрее — он успевает охватить бóльший объем. Но есть дополнительные бонусы. Методика скорочтения стимулирует и другие когнитивные функции. Так, пока вы занимаетесь скорочтением, улучшаются свойства памяти, повышается уровень концентрации внимания.
Суть скорочтения сводится к преодолению нескольких побочных моментов, возникающих во время классического чтения. Изначально на это обратил внимание в 1878 году французский офтальмолог Эмиль Жаваль в 1878 году. Он проследил за движением глаз во время чтения и заметил, что в этот момент глаза совершают небольшое движение вперед, затем останавливаются – взгляд фиксируется на одной точке. Такие остановки делаются примерно 3-5 раз на каждой строчке текста. Жаваль сделал вывод, что во время чтения мы не просматриваем внимательно каждый знак, а охватываем за счет поля зрения как минимум одно слово целиком. Ученый понял, что этот феномен нужно и можно использовать.
Позже другие исследователи выявили причины, мешающие читать быстрее. Например, проговаривание (артикулирование), постоянные регрессии – возвращение к прочитанным ранее словам. Невнимательность и плохое запоминание также снижают скорость чтения. Уверена, что у многих такое случалось: вы быстро «проглотили» страницу, но смысл не уловили и возвращаетесь к началу, перечитывая текст.

Понятно. Скорочтение развивает память, расширяет лексикон, а главное, помогает успевать прочитать больше. А существует ли разница между обучением скорочтению ребёнка и взрослого?

НХ: Существует. Начнем с того, что есть разница между чтением и скорочтением. Чтение – это когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Скорочтение – способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.
Давайте сравним принцип работы скорочтения у ребенка и взрослого. Ребенок сначала просто учится читать. Для этого он должен пройти несколько этапов, чтобы уметь: объединять звуки в слоги, сливать слоги в слова, прочитывать предложения с учетом знаков препинания и правильной интонации (для понимания сути фразы). При этом должна быть сформирована артикуляция (чтобы не тормозить процесс быстрого проговаривания) и должен быть накоплен достаточно широкий словарный запас (чтобы прочитывая тексты быстро, ребенок не останавливался и не задумывался над значением каждого слова). И только после всех этих этапов ребенок может начать обучаться скорочтению. Это происходит примерно к 14 годам. После обучение идет как у взрослых. Чтобы освоить приемы быстрого чтения в полном объёме, ребенку необходимо уметь захватывать строчку текста целиком, выделять на странице главное, понимать смысл всего текста по ключевым словам. Взрослый человек уже освоил чтение, поэтому начинать изучать методику быстрого чтения может в любое время.

Остановимся на положительных моментах. На что еще, помимо памяти и концентрации внимания, влияет скорочтение?

НХ: Оно стимулирует работу умственных (мыслительных) операций — обобщение, систематизацию, классификацию, анализ, синтез и др. Например, умение исключать из текста лишнюю информацию и выделять главное необходимо тренировать. И в совокупности развитие этого навыка и навыка быстрого чтения дают мощный стимул для мыслительного процесса.
Изучение мнемотехник – еще один полезный инструмент скорочтения. Их использование помогает быстрее и легче запоминать информацию. Другой «плюс» методики быстрого чтения — развитие артикуляционных движений. Это, помимо ускорения темпа чтения, благоприятно влияет на внятность и правильность речи. Рисование двумя руками одновременно — навык, который тоже тренируют при обучении скорочтению. Это упражнение активизирует работу мозга, активно включает в работу оба полушария, что улучшает их взаимодействие. Каждое полушарие отвечает за обработку своего типа информации. Если межполушарные связи сформированы плохо, анализ информации происходит некорректно, искаженно. Снижается качество познавательной деятельности. Избежать этого помогают в том числе и инструменты скорочтения.

Получается, что позитивные моменты есть и для тех, кто в принципе не стремится научиться скорочтению?

НХ: Все верно. Я это называю «побочными эффектами» скорочтения. Даже если человек не ставит целью научиться быстро читать, упражнения из курса скорочтения помогают во многих других аспектах. Например, взрослым — запоминать слова. Особенно это важно, если человек учит иностранный язык. С возрастом качество памяти снижается, поэтому мнемотехники здесь будут весьма кстати.
А детям важно научиться понимать основную мысль любого текста и уметь выделить главное. Но многие из них не справляются с такой задачей, и среди школьных педагогов это общая боль. Дети читают учебный материал, совсем не запоминая и не понимая его. С этой проблемой справляются специальные упражнения, помогающие ребенку образно представить содержание и смысл произведения, пересказать его.

Есть и другая сторона медали. Существует мнение, что с развитием скорости чтения снижается степень восприятия информации – понимания прочитанного. Как тогда уменьшить влияние этого фактора?

НХ: Это действительно так, если говорить о людях, которые занимаются скорочтением для установления рекордов. Такие рекордсмены читают более 1000 слов в минуту. Тогда как средняя скорость чтения человека – 200-300 слов в минуту. При усвоении скорочтения скорость возрастает до 600-700 слов в минуту.
Понимание смысла прочитанного – это характеристика качества чтения. Считается, что отбрасывание 5-10% текста (такое происходит при быстром чтении) не влияет на понимание.
Представьте себе двух чтецов. Первый — невнимательный человек, прочитывающий один и тот же абзац дважды, проскакивающий следующий кусок текста. Внимание такого читателя расфокусировано, читает он медленно. Это бывает часто.
Второй чтец применяет методику быстрого чтения. Он тоже теряет часть информации, но при этом сосредоточен, внимателен и умеет быстро извлекать из текста главный смысл.
Повысить понимание прочитанного можно тренировкой мыслительных процессов: решайте логические задачки, анализируйте разные явления. Чем легче вы с этим справляетесь, тем быстрее сможете находить смысл и в текстах, и в происходящем.

И все-таки. Есть ли ограничения: когда можно применять скорочтение, когда нет?

НХ: Самый негативный момент скорочтения — потеря части текста. Если в научной литературе потеря 10% текста безопасна, то удаление лишних слов, неглавной информации в художественной литературе недопустимо. Этими «лишними» словами оказываются, как правило, эпитеты и другие выразительные средства. Так, отрывок из «Песни о Буревестнике» Максима Горького может прозвучать: «Пингвин прячет, Буревестник реет».
Художественная литература «играет на чувствах» читателя. Мы должны вживаться в образы героев, чтобы понять авторский смысл. И этого не получается при быстром чтении.

Чтение расширяет наш лексикон, повышает уровень грамотности. Влияет ли и как скорочтение на грамотность? Кажется, что при быстром чтении мозг не улавливает тонких нюансов грамматики (определенный порядок слов и построение предложений, пунктуацию), так как просто не успевает. Так ли это?

НХ: Абсолютно верно. При качественном чтении расширяется лексический запас, усваивается грамматический и синтаксический строй предложений, структура речи в целом. Не усвоив эти категории, переходить к скорочтению вредно. Поэтому оптимальный возраст для начала скорочтения — 14 лет.

Надежда, и в заключение. Поделитесь, пожалуйста, рекомендациями для мам: какие книжки, по Вашему мнению, необходимо читать детям, как их учить читать, развивать с помощью книг?

НХ: Ответ простой. Интерес и любовь к чтению прививают только те книги, которые интересны ребенку. Литература подбирается индивидуально. Ищите, пробуйте, читайте разное. Если ребенку нужны комиксы — читайте их, нужны энциклопедии – изучайте вместе. Очень хорошо помогают читательские клубы. В коллективе дети ведут себя иначе: они видят заинтересованные лица товарищей и невольно начинают прислушиваться к тому, что читает педагог.

А для взрослых? Что делать, чтобы читать лучше и качественней, быстрее и при этом улавливать глубину и смысл текста? Дайте, пожалуйста, совет.

НХ: Мои рекомендации общие, но эффективные. Попробуйте применить эти навыки при прочтении следующих двух книг. Уверяю, в конце года из всех прочитанных книг вы вспомните только эти две.
Анализируйте каждый текст по схеме: автор и название; основная мысль, идея, проблема произведения; обстановка, факты, сопутствующие событиям произведения; особенности подачи материала, особенности авторского стиля. Представьте себя на месте литературного критика — напишите свое мнение о произведении. Какие вопросы вы бы задали автору произведения. Что нового привнесло произведение в мир. Какие идеи, взгляды, выводы автора кажутся вам новаторскими. Запишите ответы в виде эссе.
Представляю, как многие сейчас скептически читают эти строки. А вы найдите время и попробуйте пройти эти этапы хотя бы с одной книгой. Уверена, вы будете удивлены эффектом!

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ