Как и письменные коммуникации, культура ораторской речи — одна из важных частей делового общения. Независимо от того, выступаете ли вы на конференции, проводите ли встречи с бизнес-партнерами или организовываете внутреннее собрание команды, важно знать, как и что говорить, и уметь выдержать свою речь на достойном уровне. Это значит готовиться ко всем выступлениям, постоянно повышать качество своей речи и воспитывать в себе чувство собственного достоинства. Ведь красивая речь ассоциируется с уверенностью, без которой спикер не добьется цели выступления – рассказать, вовлечь, мотивировать.

Для чего мы говорим речи? Для информирования, когда хотим что-то рассказать или поделиться новостью, фактом. Для убеждения, когда стремимся привлечь внимание слушателей к важному для нас предмету. Для создания определенного мнения у аудитории. Для мотивации ее на действия. Наконец, для вдохновения.

Мы уже говорили о том, как важно готовиться к выступлению и работать с текстом речи. Все это необходимо для успеха каждому спикеру. Но даже если вы не планируете выступать на больших конференциях, становиться профессиональным оратором, вам необходимо знать о тех инструментах, которые будут помогать в профессиональной жизни при общении с коллегами, клиентами и партнерами.

  • Всегда начинайте с улыбки. Это располагает аудиторию или как минимум дает понимание, что вы на позитивной волне. А хорошее настроение, как известно, заразительно.
  • Правильно сформулированная цель речи – гарантия, что ваше выступление принесет плоды. Это значит, что цель должна быть понятна и вам (зачем вы здесь стоите и все это рассказываете), и слушателям (зачем мы это слушаем). Составьте правильную формулу: чего вы хотите добиться с помощью выступления, как это поможет реализовать желания аудитории. Это классический маркетинговый подход: дайте слушателю то, что он хочет.
  • Важна структура речи. Даже если вы проводите незапланированную встречу с командой, ваше выступление должно быть логичным и понятным. Здесь не обойтись без четкого плана. К тому же в каждом предложении должен быть смысл: никаких пустых фраз, только четкие и понятные формулировки, имеющие в себе ценность и суть. Помните, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут, поэтому старайтесь делать свое выступление коротким.
  • Всегда смотрите на своих слушателей. Хорошо, если это всего один или несколько человек: с таким количеством глаз легче работать. Но если аудитория большая, старайтесь взглядом охватить максимальное количество людей. Зрительный контакт – один из самых эффективных инструментов оратора.
  • Самая ответственная часть выступления – непосредственно сама речь. Даже если вы просто ставите задачу подчиненным или обсуждаете внутри команды какой-то проект, ваша речь должна быть четкой и понятной. Артикуляция – камень преткновения для многих выступающих. Если вы не уверены в четкости своего произношения, практикуйте скороговорки. Это отличный инструмент коррекции разговорной речи.
  • Другой важный аспект качественной речи – темп. Говорите всегда в нормальном режиме. Не допускайте слишком медленной (иначе аудитория заскучает и заснет) или быстрой (в этом случае вас могут не понять) скорости речи.
  • Говорите просто. Золотое правило любого выступления – подготовка. Говорят, что импровизация — признак непрофессионализма. Поэтому готовьте свою речь заранее, даже если она будет произнесена на обычном совещании. Именно это поможет сделать выступление простым и понятным слушателям. Когда вы готовите речь, то продумываете все слова, которые планируете сказать. Старайтесь формулировать фразы и тезисы четко, делите длинные обороты на короткие. Ориентир – стиль новостей в СМИ.
  • Речь должна быть не только четкой, понятной и состоять из коротких предложений. Помимо этого, важна и интонация. Некоторые спикеры утверждают, что именно правильная интонация – 50% успеха выступления. Речь оратора не должна быть монотонной: фразы необходимо произносить с разной интонацией, чаще разделять паузами. Интересно, что в отличие от других языков интонация в русском всегда идет вниз. Поэтому важно следить за ней во время выступления и постоянно менять, то повышая, по понижая. Плюс добавлять эмоций и чувства. Речь – это живая субстанция, а не сухой инструмент передачи данных. Речь не только информирует, но и мотивирует, заряжает и вдохновляет.
  • Любое выступление должно быть динамичным. И здесь важна не только интонация, но и другие инструменты. Насыщайте свою речь историями, приводите примеры и зарисовки из жизни, шутки, юмор. Это существенно обогатит выступление, сделает речь увлекательней, интересней. Другой совет – используйте больше глаголов. Эта часть речи всегда передает динамику и движение.

Говорите ли вы с любимым человеком, высказываетесь ли на родительском собрании или выступаете в качестве спикера на мероприятии – в каждом случае важна уверенность в себе. Будьте честны с собой и с окружающими: ваш образ, движения, мимика, жесты и слова должны соответствовать тому, что вы думаете и ощущаете на самом деле. Любая аудитория – будь это один собеседник или целая толпа слушателей – хорошо чувствует спикера. Поэтому во время выступления не старайтесь играть — будьте тем, кто вы есть. Отсюда придет уверенность в себе, своем опыте, экспертизе. А это повлияет на уровень и качество речи: если вы будете говорить уверенно, простыми словами, искренне и с улыбкой – ваши слова точно поймут и запомнят.

© «ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ