Все чаще сложности с успеваемостью по русскому языку в школе приходится решать логопеду, а не учителю. Это говорит о проблемах, которые наблюдаются в развитии устной речи современных детей. И отсюда трудности с изучением родного языка, сложности с чтением, неграмотное письмо. Есть несколько важных моментов, на которые необходимо обращать внимание перед поступлением в школу и непосредственно во время обучения: эти правила помогут вашему ребенку избежать трудностей при чтении и письме.
В наше время отмечается значительное снижение успеваемости школьников по русскому языку. И причин этому несколько: невысокое качество устной и письменной речи (в т.ч. в СМИ), плохой уровень подготовки детей перед школой, рост числа детей с речевыми патологиями, сокращение объема общения (дети больше времени тратят на гаджеты, а не на взаимодействие со сверстниками) и многое другое.
Недостатки в развитии устной речи сказываются на чтении и письме. Так, дети в школе не могут полноценно освоить орфографические правила, и, как следствие, пишут с ошибками. Читая сокращенные версии произведений, ученики либо формулируют неправильные выводы, либо вовсе не способны делать умозаключения, так как не улавливают логику произведения.
Провести диагностику и узнать причины нарушения письма и чтения у ребенка – большой шаг вперед. Это дает возможность понять, как помочь ребенку. Но в каждом случае методика лечения и профилактики будут совершенно разными: важно выбрать тот вариант который подойдет к вашей ситуации лучше всего.
Так, среди самых распространенных причин нарушения письма и чтения выделяют следующие:
- Нарушение устной речи. Речевое развитие тесно связано с корректной работой психических функций. У детей с нарушениями устной речи нередко отмечается, например, недостаточный уровень произвольного внимания или неумение концентрироваться, что мешает ребенку сосредоточиться на чтении или письме.
- Проблемы в развитии фонетико-фонематической (устное произношение – прим.ред.) стороны речи. Нарушения звукопроизношения часто сказываются на письме и чтении. Если у ребенка фонематический слух не полностью сформирован, малыш может испытывать сложности в различении звуков. А это значит, что ребенок произносит, а потом и записывает звуки неправильно.
- Полностью не сформированы лексико-грамматические категории. При этом нарушается морфологическая структура слова: например, слово «котята» может быть написано как «котёнки». Или фразы и отдельные слова в предложении не согласованы между собой (в падеже, роде и т.п.), например, «достала из-за карман». Недостаточный лексический запас также приводит к неправильному употреблению слов. Например, ребенок не знает, что существует рабочий инструмент «коса». Но знает, что есть животное «коза». Отсюда может родиться такое предложение: «Дед наточил козу перед работой».
- У ребенка не сформировано пространственное восприятие. Часто это приводит к зеркальному или искаженному написанию букв, цифр.
- Не развит навык связного высказывания. В этом случае ученик не может составить связный письменный текст.
Если у ребенка отмечается одно из этих нарушений или сразу несколько, скорректировать эти моменты помогут специальные упражнения. Они будут полезны и для профилактики. В любом случае эти действия стимулируют успеваемость по русскому языку:
Неустойчивое внимание, слабая память.
Предложите ребенку задания типа «Рассмотри картинку. Ответь на вопросы». Во время изучения малышом картинки поинтересуйтесь у него: Что за место на картинке? Сколько животных нарисовано? Есть ли здесь люди? В какую сторону идет человек? Какого цвета его одежда? Сколько жирафов изображено? Кто рядом с жирафом? И т.д. После изучения картинки переверните ее и попросите ребенка подробно описать, что на ней нарисовано.
Есть ряд других полезных упражнений, которые стимулируют внимание ребенка и развитие памяти. Например, сложить из палочек букву «Л» (далее — превратить «Л» в «И», «И» в «Ш» и т.д.), предложить ребенку прочитать набор слов и попросить повторить, регулярно выполнять графические диктанты и др.
Устранение фонетико-фонематического недоразвития.
Попробуйте проанализировать, какие звуки ребенок произносит неправильно. При необходимости посетите логопеда. После коррекции звукопроизношения, важно провести работу по дифференциации похожих звуков. Например, если у ребенка был нарушен звук «Ш», после занятий с логопедом предложите ребенку задания типа: повтори «шесть пушистых кошек», подчеркни «Ш» синим карандашом и т.п.
Формирование лексико-грамматических категорий.
Попробуйте определить, какие грамматические категории ребенком еще не усвоены. Выпишите в тетрадь и начинайте прорабатывать эту категорию. Например, ребенок вместо «котята» говорит «котенки». Записываем в тетрадь: «котята – котенки». Предлагаем ребенку задание: «У утки один утенок, два утенка, три…, четыре…, пять…».
К этому необходимо постоянно расширять лексический запас ребенка, что удобно делать по темам. Например, тема «Овощи»: проговариваем названия всех овощей; сопоставляем названия с картинками овощей; отрабатываем все слова и выражения, которые могут применяться в контексте данной темы (например, огород, урожай, выкапывать картофель и т.п.).
Развитие пространственного восприятия.
Поиграйте с ребенком в игры: «Шашки», «Крестики-нолики», «Морской бой». Предложите нарисовать или скопировать пространственно-ориентированные геометрические фигуры. Выпишите в ряд буквы и (или) цифры. Часть букв будет написана правильно, другая — зеркально или искаженно. Предложите ребенку зачеркнуть «неправильные» буквы (цифры).
Развитие связной речи.
Предложите ребенку описать непосредственно наблюдаемое действие. Например, на прогулке попросите малыша рассказать, что он видит. Пусть рассказ будет как можно более полным. Дома составьте рассказ по серии картинок. Попросите ребенка разложить сюжетные карточки так, чтобы получилась логичная история, а после рассказать ее. Добивайтесь, чтобы предложения в рассказе были полные. Либо предложите ребенку составить историю по одной картинке.
Помимо этого, можно использовать и другие возможности, чтобы мотивировать малыша больше говорить и фантазировать. Так, чаще просите ребенка пересказать недавно просмотренный мультфильм или стимулируйте малыша сочинять собственные истории (например, про любимого домашнего питомца).
Занимайтесь речью ребенка систематически и последовательно. Успех обязательно придет. Помните, лучше скорректировать возможные нарушения речи малыша еще до школы. Не дожидайтесь, когда ошибки в разговоре перейдут на письмо. Ведь как говорим — так и пишем.
@«ЖиШи»