Уровень развития речи — важный показатель оценки психического здоровья ребенка. Человек мыслит словами. Речь и мышление связаны очень тесно. Если у ребенка наблюдаются нарушения в речи, важно вовремя их заметить и понять причину возникновения. Специфические отклонения в речи малыша помогут специалисту выявить неврологические, психические особенности ребенка. Психологические нюансы также отражаются на речевом развитии. Причиной проблем в речи может быть и нарушение слуха у ребенка.
Ключевыми периодами в речевом развитии малыша считаются:
Речь младенца до 1,3 года. В этот период она развивается достаточно интенсивно. Непроизвольное воспроизведение звуков – гуление, сменяется лепетом. Лепетные слоги обозначают предметы. 5-10 таких слов ребенок говорит уже к одному году. Это всем хорошо знакомые слова: «мама», «папа», «баба». В это время ребенок понимает значительно больше слов, чем произносит. По оценкам исследователей, к первому году ребенок осознает (понимает значение) до 50 слов. Если лепет не появился – это повод прийти на консультацию к педиатру и неврологу.
От полутора до двух лет у ребенка быстро растет количество знакомых слов – расширяется лексикон, ребенок активно усваивает и учится понимать новые слова. Первые фразы (например, «Мама дай!») появляются примерно в 1,8 года. Понятно, что звукопроизношение в это время не играет никакой роли. Важно увеличение словарного запаса, улучшение понимания речи. В данный период больше говорите с ребенком, читайте (стихи, сказки), проговаривайте вслух свои действия. Это очень важно. Некоторые родители жалуются: «Ребенок молчит, не отвечает. Получается, я сам с собой разговариваю!». Малыш не может пока вам ответить, но главное, он слушает вас. Чем больше вы общаетесь с ним, чем больше слов слышит малыш, тем проще ему будет начать говорить самому.
У меня в практике был случай, когда на консультацию пришла молодая мама с 3-летним сыном Ванечкой. Ребенок практически не говорил. Выяснилось, что мама, поглощенная заботами и домашними хлопотами, почти не успевала уделять время на общение с сыном. Ребенок был абсолютно здоров, поэтому для стимуляции речи достаточным оказалось проведение коммуникативных занятий и возобновление активного общения с родителями. Никаких специальных логопедических упражнений даже не потребовалось. Так мама Вани усвоила, насколько важно постоянное общение с ребенком с самого момента его рождения. И когда в семье появился второй малыш, молодая женщина вела себя совершенно по-другому: постоянно говорила с ребенком, общалась во время прогулок, часто и много читала ему, комментировала все свои действия. В итоге второй сын – Данил – начал говорить очень рано, даже с опережением. Появился и «побочный эффект»: в детском саду мальчик воспроизводил по памяти уже после второго прочтения все стихотворения, которые озвучивала вслух воспитательница. Оказалось, что именно эти стихи когда-то мама читала Даниле во время прогулок.
В возрасте 2-3 лет ребенок впитывает и усваивает грамматические категории языка. Вместе с этим продолжается активное пополнение лексического запаса малыша. К 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов. Бывает, что дети начинают говорить позже. Часто это вариант нормы. Речь появляется через какое-то время и дальше развивается нормально, без отклонений. Логопед подскажет, как ускорить появление речи. Если к 2,5 годам ребенок не умеет строить простые фразы, то откладывать визит к логопеду нельзя. Когда есть нарушения, важно начать их коррекцию как можно раньше.
Однажды ко мне на прием пришли мама с дочкой Викой. Девочке тогда было 2,5 года, и она совсем не говорила. Во время консультации логопед всегда спрашивает, есть ли у ребенка какие-либо неврологические или психические нарушения. Мама Вики утверждала, что все в порядке, и дочь «просто не говорит». Мы начали заниматься. Позже я начала отмечать в поведении девочки некоторые странности: она явно игнорировала все попытки общаться. Мне пришлось настоять на повторной консультации у невролога и психиатра. Мама согласилась. Оказалось, что мутизм (отсутствие речи) у Вики стал проявлением раннего детского аутизма. Мы вовремя подключили других специалистом и продолжили занятия, но уже более эффективно, так как теперь знали причину нарушения речи и учитывали специфику заболевания девочки.
Для детей 3-5 лет консультация логопеда необходима: она обязательно входит в план обследования ребенка такого возраста. До 6 лет многие дети имеют нарушения звукопроизношения. Обычно такие отклонения проходят сами собой или требуют незначительной коррекции.
Иногда случается, что неправильное звукопроизношение является симптомом речевой патологии и без помощи специалиста здесь не обойтись. Не тратьте время в надежде, что все «пройдет само собой». Обязательно посетите логопеда и выполняйте все его рекомендации.
Кстати, детям с проблемами в речи отлично помогают специализированные логопедические детсады. Многие родители избегают всеми силами этот вариант развития ребенка. И очень зря. Представьте, в обычном детском саду есть один логопед на все учреждение. А детей проблемных много, и очередь до вашего ребенка может дойти с запозданием. В логопедическом саду ситуация иная: каждый день с детьми занимается логопед, да и воспитатели уделяют дополнительное внимание речевому развитию малышей.
Шестилетний ребенок уже корректно составляет фразы, правильно использует грамматические конструкции, и нарушений в звукопроизношении быть не должно. Но и перед школой посетить логопеда необходимо каждому ребенку. Не нужно пугаться, если нарушение у малыша диагностировали только в этом возрасте. Самое важное — найти специалиста и начать усиленно заниматься. В 6-7 лет дети, как правило, уже осознают свои речевые дефекты, понимают суть заданий и при должном усердии быстро исправляют ошибки.
В 6-7 лет ребенок идет в школу. Учеба – новая деятельность для него. И часто главная сложность для детей этого возраста — обучение письму. Это достаточно трудоемкий процесс. Чтобы преуспеть в нем, важно уметь слышать звуки и одновременно координировать глаза, речь и руку. Если нарушения в устной речи не были исправлены еще до школы, то с бóльшей вероятностью они перейдут и в письменную речь.
На сложности в овладении письмом и чтением могут указывать специфические нарушения: дисграфия, дислексия. Коррекция этих отклонений требует обязательной помощи со стороны логопеда.
Кстати, на этой почве часто возникает две крайности. Так, в первом случае родители считают, что в начальной школе ребенок пишет с ошибками из-за недостаточного прилежания. Некоторые папы и мамы думают, что это происходит по вине учителя. Другие начинают заваливать ребенка дополнительными занятиями и давить на него. И такое поведение родителей часто не помогает, а лишь усиливает проблему. Ведь на самом деле ошибки в письме и отсутствие способности усваивать правила грамматики могут быть следствием дисграфии, коррекцию которой должен проводить логопед.
Вторая крайность возникает на основе чрезмерной бдительности родителей и педагогов. Случается, что мама приводит ребенка к логопеду уже в ноябре первого года обучения в школе, требуя исправить дисграфию. Но такой диагноз можно поставить не ранее, чем через год, во втором классе. И не всегда причиной сложностей в письме является именно дисграфия.
Больше говорите с ребенком, вместе читайте, чаще обсуждайте все, что видите, наблюдайте за речью малыша и не стесняйтесь сходить к логопеду — основные советы, которые необходимо взять на заметку каждой маме. Также рекомендую родителям вместе с детьми выполнять определенные упражнения по развитию речи. Лучше это делать в комплексе, например, в рамках полноценных программ: они охватывают все аспекты, необходимые для развития и коррекции речи ребенка дошкольного возраста. Важно, чтобы подход был цельным и комплексным.
@«ЖиШи»