В детском саду и в школе мы изучаем тонны стихов, не осознавая, зачем нам это нужно. И только с годами понимаем значение этого процесса. Ведь это важный инструмент обучения чтению и письму. К тому же поэзия расширяет словарный запас и тренирует память ребенка. Это незаменимая практика развития его речи и грамотности.
В процессе взросления дети должны осваивать разные формы текстов, одна из которых – стихи. И поэзия обладает качествами, которые делают ее незаменимой для развития ребенка:

  • Так, стихотворение обычно читается громко, часто повторяется и исполняется перед аудиторией. В этом случае у ребенка, помимо других качеств, развиваются и навык слушания, и звуковая память. К тому же повышается уверенность, особенно когда ребенок выступает перед слушателями.
  • Вместе с изучением стиха и его повторным прочтением дети учатся чувствовать ритм и работать с интонацией. Это стимулирует скорость чтения.
  • Так как поэзия обладает ритмом и логикой, она является отличным инструментом обучения русской грамматике. Слушая или читая стихотворение, ребенок впитывает динамику речи, формат и логику построения предложения — очень эффективный способ обучения русскому языку.
  • Поэзия расширяет лексикон. В стихотворении ребенок встречает массу новых слов, узнает из контекста их значение и запоминает, заучивая произведение наизусть.
  • Изучение поэзии – языковых конструкций, состава предложений, новых слов – первый шаг к освоению навыков письма. А так как любое стихотворение обладает своим ритмом и формой — каждый раз это новое открытие для ребенка. Так он изучает, как из слов рождается предложение, как отдельные фразы создают образы и эмоции у читателя. Так ребенок учится выражению своих собственных чувств с помощью слов.
  • Поэзия стимулирует развитие творческих способностей. Ведь это один из самых эффективных методов самовыражения. Случается, что ребенку сложно высказать эмоции или описать свою идею. И тогда помогает творчество — самостоятельно написанное стихотворение или нарисованная картинка. Главное, не результат, а сам процесс.

Но того, что взрослые – мамы и папы – осознают важность поэзии как инструмента развития, недостаточно. Необходимо мотивировать и вовлечь самого ребенка. Как это сделать?
Один из самых простых способов – стимулировать интерес ко «взрослой» активности. Предложите ребенку самому написать стихотворение. Упростите задачу. Возьмите любой детский стих и выпишите его, но не полностью: оставьте только начало строчки, а концовку уберите. Так каждая строка окажется незавершенной. Предложите ребенку заполнить пропущенные части стихотворения. Такое упражнение поможет и развитию фантазии, и простимулирует интерес ребенка к поэзии. Предложите ему выучить собственное произведение – он точно не откажется.

Мы живем во времена образов. Новое поколение, включая самых маленьких, лучше и легче воспринимает визуальную информацию. Зачитайте стихотворение и предложите ребенку нарисовать услышанное. Это можно сделать в любом формате: на бумаге с карандашами и фломастерами, на маркерной доске, на компьютере, если ваш ребенок уже умеет пользоваться простыми графическими программами. Попросите его рассказывать о том, что он рисует. Обсудите результат. Так ребенок с большей вовлеченностью и интересом отнесется к стихотворению.

Добавьте музыки. Наверняка вы знаете любимые мелодии и песни ребенка. Выберите по его желанию самую интересную и попросите повторить текст песни как стихотворение. Обсудите вместе смысл и значение текста. Предложите ребенку исполнить стихотворение или саму песню. Снимите это на камеру. Главная роль в настоящем видеоклипе вдохновит ребенка.

Предложите стать поэтом. Выберете вместе с ребенком несколько детских стихотворений и выпишете рифмы. Обсудите, что они означают, как их понимает сам ребенок. Подумайте, какую историю можно было бы рассказать, используя эти слова. Пусть ребенок попробует самостоятельно написать новый рассказ в стихах.
Попробуйте упростить и сделать более увлекательным процесс. Объясните ребенку, что существуют разные формы стихосложения, выберете вместе наиболее легкие и интересные. Например, акростихи. В них, помимо рифмы, должно соблюдаться условие: первые буквы начальных слов каждой строчки складываются в какое-то слово. Так в процесс создания стихотворения вы добавите элемент игры, что точно увлечет ребенка.

Привить любовь ребенка к поэзии – важная задача. Ведь это не только способ развития письменной и устной речи. Стихи повышают общий уровень культуры ребенка, учат его ценить прекрасное.

@«ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ