Речевые и коммуникативные навыки – ключевое в развитии малыша. Умение пользоваться родной речью помогает ребенку легче вовлекаться в общение с другими людьми, лучше учиться и познавать новое. Когда мы говорим об общении между людьми, то имеем в виду не только саму речь как таковую (слова, которые произносятся), но и язык. Это правила, благодаря которым слова складываются в логическую цепочку и фразы, чтобы выразить наши мысли, чувства и желания. Так как первыми учителями для ребенка становятся его родители, именно они должны помогать своему малышу в развитии его речевых навыков. И чтобы ребенок успешно справился с этим, именно мамам и папам необходимо следить за этапами развития речи своего чада.

В возрасте от 0 до 3 лет малыш должен пройти целую серию открытий. Начиная с узнавания звуков и лиц до ответа на простые вопросы (около 2 лет) и понимания простых просьб родителей (более подробно мы говорили об этом в статье «Этапы развития речи ребенка»).

В 3-4 года ребенок должен легко понимать элементарные инструкции, например, просьбу принести яблоко или показать на кошку. В этом возрасте дети уже легко вникают и воспроизводят достаточно сложные фразы и предложения (минимум 3-4 слова в одном предложении). И к 4 годам словарный запас малыша должен насчитывать около 2000 слов (при этом используется около 1500 слов).
В данный период развития ребенок уже умеет:
– Рассказывать маме о том, что он делает;
– Описывать свои игрушки и их качества;
– Использовать прошедшее время («сломал игрушку», «убежала собачка»);
– Понимать вопросы, начинающиеся с «Кто?», задавать другие вопросы («Почему?», «Когда?»).
При этом окружающие должны понимать около 80% речи ребенка 4-х лет. В этом возрасте он уже умеет выражать смущение, негодование или обиду устно, то есть не только слезами и действиями, но и словами. Самое замечательное, что в этот период малыши начинают наслаждаться «игрой слова», то есть с удовольствием поют, повторяют ритм слов и интонацию.

В 5-6 лет ребенок улавливает смысл и значение разговоров окружающих. В этом возрасте малыш уже может следовать сложным (в несколько этапов) инструкциям и умеет формулировать длинные предложения. При этом он легко справляется с такими задачами, как:
– Полное описание качеств предмета;
– Четкое различие между настоящим и прошедшим временами;
– Использование слов «завтра», «послезавтра», «позже» и т.п.;
– Употребление и понимание значения вопросов, начинающихся с «Как?» и «Где?».
В этом возрасте ребенок часто спрашивает о значении какого-то слова или явления, может рассказывать о произошедшем вчера или о том, что случится в будущем. Словарный запас малыша к 6 годам составляет примерно 3000 слов, из которых ребенок активно пользуется примерно 2000 словами. На этом этапе малыш должен иметь развитое воображение, что отражается на разнообразии и красочности речи ребенка.

К школе ребенок 6-7 лет улавливает в разговоре новые идеи и умеет предлагать свои, понимает сложные просьбы, состоящие из нескольких этапов («Возьми сначала кружку, налей в нее воду, положи сахар, принеси мне…» и т.п.). В этот период дети уже классифицируют и описывают предметы более подробно (определяют не только цвет, форму, но и содержание предмета, из чего он сделан), умеют рассказывать короткие истории (что делал, что произошло и т.п.), а также:
– Используют разговорный язык на более высоком уровне (умеют пользоваться шутками, сарказмом, подтрунивать, доказывать свою точку зрения, приводить доводы);
– Рассказывают о прошедшем событии или уведенном фильме подробно и в деталях;
– Активно развивают навыки письма и уже умеет формулировать на бумаге целые параграфы текста, небольшие истории.
Помимо этого, к 7 годам ребенок должен накопить словарный запас из примерно 4000 слов и свободно пользоваться им.

С самого рождения человек запрограммирован на то, чтобы развивать свою речь. Но именно первые 5-7 лет жизни наиболее критичны для развития коммуникативных навыков и правильной речи. Потому что в это время формируется наибольшее количество нейронных связей, которые позже будут помогать ребенку в общении – в высказывании с помощью речи своих мыслей и чувств и восприятии слов окружающих.

@«ЖиШи»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ